Д

ДЮМА

(Dumas) Александр – отец (1802, Виллер-Котре, департамент Эн – 1870, Пюи, департамент Нижняя Сена), французский романист, драматург-романтик, член литературного кружка «Сенакль» журналист, основатель журнала «Ежемесячное обозрение» (1848), «Мушкетёр» и «Монте-Кристо» (1853).

А. Дюма-отец

В 1830-е гг. Дюма прославился как писатель-новатор, один из первых драматургов-романтиков: его пьесы с большим успехом ставили на сценах театров Франции и России («Генрих III и его двор», 1829; «Нельская башня», 1832; и др.). В это время у Дюма возникает грандиозный замысел создать целую эпопею, охватывающую историю Франции 15–19 вв. Уже в 1835 г. был написан роман «Изабелла Баварская» на основе исторических событий Франции 15 в. В 1836 г. Дюма начинает печататься в парижских газетах «Сьёкль» и «Ла пресс» (в 1838 г. в «Сьёкль» был опубликован его роман «Капитан Поль», принесший изданию 5000 новых читателей). В последующие годы большинство сочинений Дюма, прежде чем выйти отдельным изданием, публиковались по главам в этих газетах. Дюма критически воспринял художественные принципы В. Скотта, предлагая свой метод написания исторического романа: «…следует ли начинать роман с интересного или начинать его со скучного, начинать с действия или начинать с приготовлений, говорить о персонажах после того, как их показываешь, или показывать их после того, как рассказал о них?» Дюма отдавал предпочтение динамичному действию, завораживающему своей тайной, поразительным приключением, замысловатой интригой и неожиданным поворотом сюжета. Самыми плодотворными для писателя становятся 1840-е гг., когда появляются его наиболее известные романы «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго» и др. Начав с 15 в. («Изабелла Баварская»), Дюма затем переносит время действия своих романов в 16 в., создавая цикл произведений, посвящённых кровопролитным событиям Франции этого столетия (его прологом стала романтическая драма «Генрих III и его двор»). Эпохе позднего Возрождения посвящены романы «Асканио» (1843), «Королева Марго» (1845), «Две Дианы» (1846), «Графиня де Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1848). Важной заслугой Дюма стало обращение к теме Великой Французской революции, которой посвящена целая серия романов, связанных единым сюжетным замыслом («Жозеф Бальзамо», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Кавалер Красного замка» и «Графиня Шарни»), – романтическая авантюра развивается на фоне реальных событий, а главные её участники – исторические персонажи (Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Марат, Ж.-Ж. Руссо, Мирабо и др.). В 1858 г. Дюма совершил путешествие в Россию (Петербург, Москва, Нижний Новгород, Астрахань, Кизляр, Баку), откуда привёз обширнейший материал, послуживший основой его романов о России («Впечатление путешественника по России», «Кавказ», «Письма из Петербурга» и др.). Интерес к истории этой страны у Дюма проявляется уже в 1830-е гг., а в 1840 г. был опубл. первый в зарубежной литературе роман о восстании декабристов («Учитель фехтования»). Творчество Дюма было высоко оценено не только во Франции (В. Гюго, Г. Флобер, Жорж Санд, Мишле), но и в России (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов). Дюма ввёл в мировой литературный фонд огромное количество исторического материала, способствовал возрастанию интереса к событиям истории многих стран Европы (Франции, России, Италии, Пруссии) («Гарибальдийцы», «Луиза Сан-Феличе», «Прусский террор»). В письмах к Дюма Г. Гейне писал: «Расточайте себе самые гиперболические хвалы… вы не возвеличите себя настолько, насколько вы того заслужили вашими чудесными книгами».

Иллюстрация к роману А. Дюма&отца «Три мушкетёра». Художник В. Лапин. 1990-е гг.