Е

ЕВТУШЕНКО

Евгений Александрович (р. 1933, станция Зима Иркутской обл.), русский поэт, прозаик, публицист. Известность поэту принесли книги «Разведчики грядущего» (1952) и поэма «Станция Зима» (1953–56), в которых Евтушенко выступил как последователь ораторской традиции В. В. Маяковского: его произведения отличаются публицистической заострённостью. Критика причислила поэта к направлению, именуемому громкой (или эстрадной) лирикой. В 1960-е гг. выходят поэтические сборники «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962). Поэт остро чувствует пульс планеты, стремится быть актуальным и современным и одновременно с этим задумывается об извечных ценностях бытия. Он ощущает связь собственной жизни с судьбой России. В стихотворении «Идут белые снеги» (1965) поэт восклицает:

Быть бессмертным не в силе,

Но надежда моя:

Если будет Россия,

Значит, буду и я…

Произведение построено на антитезе: «смерть – бессмертие», «земля – небо», «никогда – навсегда». Образ родины создаётся перечислительным рядом ёмких художественных деталей, отражающих природные и духовные богатства державы. Целью своей жизни лирический герой провозглашает стремление принести пользу России. Он готов раствориться в её судьбе, согласен и на то, что о нём забудут, но в самой силе художественного обобщения виден размах и претензия на право быть услышанным. «Стремясь философски осмыслить гуманистическую тему, Евтушенко хочет возвыситься над отдельными судьбами, чтобы утвердить непреходящую ценность всех и каждого, самого, казалось бы, «незаметного» человека» (В. А. Зайцев).

Е. А. Евтушенко

Стремление к эпической масштабности, попытки достойно запечатлеть в поэзии грандиозные стройки века не затмили в творчестве Евтушенко любовной лирики. Одно из лучших стихотворений этой тематики «Со мною вот что происходит» (1957) посвящено Б. А. Ахмадулиной:

Со мною вот что происходит,

Совсем не та ко мне приходит,

Мне руки на плечи кладёт

И у другой меня крадёт.

«Лирический герой ранней поэзии Евтушенко – человек искренний, жадно всматривающийся в жизнь, пытающийся разобраться в ней и в себе, стремящийся однозначно определить собственную ускользающую сущность. Публицистичность мышления часто мешает этому. Евтушенко хочет вписать себя в чёрно-белый мир и удивляется тому, что это не удаётся. Броские автохарактеристики (типа «я разный, я натруженный и праздный, я целе– и нецелесообразный» или «моя фамилия – Россия, а Евтушенко – псевдоним») свидетельствуют о смятении поэта перед многосложностью собственной личности».

В жанровом плане Евтушенко тяготеет к балладе, лиро-эпической поэме. В 1970–80-е гг. усиливается интерес поэта к отечественной истории, создаются поэмы «Казанский университет» (1970), «Ивановские ситцы» (1976), «Непрядва» (1980). Поэмы «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985), посвящённые проблемам современной политики.

В 1990-е гг. Евтушенко ощущает, что пришло время подводить творческие итоги. По-прежнему выходят его поэтические сборники («Последняя попытка», 1990; «Нет лет», 1993; «Моё самое», 1995; «1949–1999. Век XX», 1999). Кроме того, Евтушенко пробует себя в жанре прозы. В 1993 г. выходит его второй роман «Не умирай прежде смерти» (первый – «Ягодные места» – опубликован в 1982), а также мемуарная проза «Волчий паспорт» (1998).