Ф

ФЕДИН

Константин Александрович (1892, Саратов – 1977, Москва), русский писатель. Академик АН СССР (1956), председатель правления Союза писателей СССР (1971–77).

К. А. Федин. Портрет работы Г. Верейского. 1940 г.

Первый рассказ «Случай с Василием Порфирьевичем» (1910) был подражанием Н. В. Гоголю. Федин получил экономическое образование, но мечтал о писательской работе. В 1918 г. он работает в Комиссариате народного просвещения в Москве, с 1919 г. редактирует газету «Сызранский коммунар», литературно-художественный журнал «Отклики», пишет рассказы, рецензии, очерки. В начале 1920-х гг. входит в литературную группу «Серапионовы братья». В первую книгу «Пустырь» (1923) вошли рассказы 1919–20 гг. и повесть «Анна Тимофеевна» о тяжёлой жизни простых людей. Литературную славу Федину принёс роман «Города и годы» (1924), отразивший восприятие 1-й мировой войны и революции. Эти годы писатель провёл в Германии. Изображая диалог интеллигента-обывателя Андрея Старцова и революционера Курта Вана, Федин показывает, как мнимое благодушие и пассивная мягкость в решительный момент оборачиваются трагедией для человека и его близких. Художественной удачей стал образ находчивого русского солдата Фёдора Лепендина, в любых обстоятельствах не падающего духом. В рассказах и повестях о крестьянах «Трансвааль» (1925–26), «Утро в Вяжном» (1925), «Мужики» (1926) Федин возвращается к образам простых людей. В центре романа «Братья» (1928) – вопрос о единстве национального и революционного искусства. В романе «Похищение Европы» (1935) Федин изображает Европу, охваченную мировым кризисом, и зарождение в ней фашизма.

Иллюстрация к роману К. А. Федина «Города и годы». Художник К. Рудаков

Автобиографичным является роман «Санаторий “Арктур”» (1940) об обитателях швейцарского санатория для больных туберкулёзом: в 1931 г. Федин заболел этой болезнью и лечился в Швейцарии. Материал отечественной истории лежит в основе романов «Первые радости» (1943–45), «Необыкновенное лето» (1945–48), «Костёр» (2 кн., 1961–67; 3-я кн. осталась в черновых набросках), главной темой которых становится судьба народа в решающие моменты истории. Писатель чрезвычайно требовательно относился к языку, призывал учиться у И. А. Бунина, разрабатывать проблемы художественной формы всех жанров, не копировать имеющиеся образцы, а создавать новые произведения, боролся за живое отношение к литературе. Он считал, что писатель должен принимать деятельное участие в жизни народа. Проблемам творчества посвящены книги «Писатель. Искусство. Время» (1957) и «Как мы пишем» (1966).