Г

ГОНЧАРОВ

Иван Александрович (1812, Симбирск – 1891, Санкт-Петербург), русский прозаик, критик, цензор. Родился в семье купца. Первоначальное образование получил в домашних условиях. В 1831–34 гг. учился на словесном отделении Московского ун-та. На короткое время вернувшись в Симбирск в 1834 г., Гончаров в 1835 г. переезжает в Петербург, где устраивается на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Вскоре завязывает знакомство с семейством Майковых, куда устраивается учителем к двум сыновьям, Аполлону и Валерию, впоследствии известным литературным деятелям. В литературном салоне Майковых Гончаров впервые заявляет о себе как о писателе.

И. А. Гончаров. Портрет работы И. Раупова. 1868 г.

Только в тридцать пять лет, с написанием «Обыкновенной истории» (опубл. в журнале «Современник», 1847), Гончаров достиг всеобщей известности. В. Г. Белинский познакомился с произведением ещё в рукописи и дал ему восторженную оценку (прежде всего художественной стороне романа, притом, что был не совсем согласен с его главной идеей). В центре внимания автора «Обыкновенной истории» находится процесс социально-психологического превращения Александра Адуева из юного романтика в бюрократического дельца – типичная биография молодого человека, приезжающего из провинции в столицу. Основу системы персонажей романа составляет оппозиция Александра Адуева и его дядюшки, преуспевающего чиновника и богатого фабриканта, холодного и ироничного прагматика, отвергающего и осмеивающего наивные романтические представления племянника о жизни, о любви, о дружбе, но всегда приходящего к нему на помощь в трудные минуты, которые отрезвляют Александра и наделяют его горьким, но необходимым жизненным опытом. «Обыкновенная история», с одной стороны, продолжает и развивает традиции натуральной школы, с другой – перерастает её и поднимается до серьёзных философских обобщений о всеобщем человеческом жизненном пути. Из сопоставления двух противоположных человеческих типов – Адуева и его дядюшки – читатель должен прийти к выводу о необходимости гармоничного совмещения в душе человека поэтической сердечности и духовной трезвости, не переходящих в односторонние крайности.

В 1852 г. Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Первая остановка была в Англии, затем – мыс Доброй Надежды, Сингапур, Гонконг, Шанхай и, наконец, Япония. Крымская война прервала плавание, и Гончаров сухопутным путём через Сибирь в 1855 г. вернулся в Петербург. В 1858 г. вышел двухтомник путевых очерков Гончарова «Фрегат „Паллада”».

Замысел следующего романа – «Обломов» – писатель вынашивал долго, из-за размеренности его творческого процесса: «То, что не пережито, не выношено мной, то не доступно моему перу». Еще в 1847 г. в журнале «Современник» появилась глава «Сон Обломова». Через 10 лет, в 1857 г., на курорте Мариенбад он «как будто под диктовку», за месяц написал почти весь роман. Главный герой романа – Илья Обломов – предстаёт символическим обобщением как характерных черт рус. дворянства, так и рус. национального характера вообще. Патриархальный помещичий жизненный уклад обуславливает как положительные, так и отрицательные черты его личности. Спокойствие, независимость, патриархальная гармония с миром и природой, царящие в его родной Обломовке, помогают ему сохранить благородство, душевную чистоту, способность к сильному и искреннему чувству, трезвый и ясный ум, способность к философскому созерцанию и осмыслению мира. Но праздный образ жизни, привычка к покою порождают порок, сводящий на нет все его достоинства, – бесконечную инерцию духа, пассивность, полное отсутствие воли, неспособность к саморазвитию и ежедневному созидательному труду. Обломовка и её духовное порождение – «обломовщина» символизируют в романе всю крестьянскую Россию с её патриархальным укладом, всё больше отстающую в своём развитии от Европы. Образ Обломова рисуется не сатирически, а скорее с мягким, грустным юмором, хотя его лень и инертность часто предстают гротескными, например, когда в первой части романа описывается день Обломова, в течение которого герой долго и мучительно не может собраться с силами, чтобы встать с дивана. Все силы и все положительные качества Обломова раскрываются во время его романа с Ольгой Ильинской, который, однако, завершается разрывом из-за неспособности Обломова в корне переменить свой образ жизни и сделать серьёзные практические шаги. Обломову противопоставляется в романе Андрей Штольц, немец по отцовской линии, отличающийся удивительной деловой активностью и целеустремлённостью. Труд для него – естественный образ жизни, а мировоззрение зиждется на вере в прогресс. За антитезой Штольца и Обломова просматривается противопоставление Запада и России. Штольц изображается Гончаровым как гармоничная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе немецкий прагматизм и рус. духовность. Он явно идеализируется автором, который видит за Штольцем и ему подобными будущее России, возможность её прогрессивного развития, это сюжетно подчеркивается тем, что именно Штольцу Ольга Ильинская отдаёт свою руку. Когда роман был опубликован в 1859 г., он захватил всё внимание общества. Критики и собратья по перу называли роман «знамением времени» (Н. А. Добролюбов), «капитальнейшей вещью, какой давно не было» (Л. Н. Толстой), в обиходе появилось новое слово: «обломовщина». И. С. Тургенев однажды заметил: «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова».

В 1867 г. Гончаров выходит в отставку. Вскоре, в 1869 г., он публикует последний роман «Обрыв» (1869, журнал «Вестник Европы»). В этот роман писатель «вложил чуть не полжизни», обдумывая его замысел около 20 лет. «Обрыв» – роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его собственным словам, показал «род артистической обломовщины», «русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку»: Райский «восприимчив, впечатлителен, с сильными задатками дарований, но он всё-таки сын Обломова». Символично название романа, которое заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В отличие от «Обломова», «Обрыв» вызвал много негативных откликов в критике. Писателя обвиняли в создании карикатуры на молодое поколение, новых людей (образ Волохова), а Ф. М. Достоевский заявил, что образ Райского – это «клевета на русский характер». Тем не менее читателям роман понравился. Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного. С романом «Обрыв» связан очень важный эпизод в жизни Гончарова: он судится с И. С. Тургеневым, заподозрив последнего в плагиате. Историю своих взаимоотношений с Тургеневым Гончаров описал позже в статье «Необыкновенная история».

Доводилось Гончарову выступать и в роли критика. Известнейшей из его критических работ стал разбор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова «Мильон терзаний» (1872). Написанная живым и ярким языком, полная верных наблюдений и характеристик, статья до сих пор является одним из лучших анализов пьесы.

Творческую манеру Гончарова характеризует эпически замедленное, изобилующее бытовыми и психологическими подробностями повествование о частной жизни отдельных героев, взятой в её повседневном течении. Писатель избегает прямой авторской оценки героев и стремится к документальной объективности: «…я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал её и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления, обобщают мои образы». Внешнее следование повседневному течению жизни сочетается у Гончарова с масштабностью её философского и художественного осмысления, что выражается, в частности, в исключительной чёткости композиционного строения романов, в сюжетной основе которых всегда лежит сопоставление противоположных нравственно-психологических типов.

Произведения Гончарова стали достоянием не только рус. культуры. Наравне с Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуаном и Тартюфом Обломов стал вечным образом мировой литературы.