ОВИДИЙ
(ovidius), полное имя Публий Овидий Назон (43 до н. э., Сульмон – 17 н. э., Томы, современная Констанца, Румыния), римский поэт. Принадлежал к старинному всадническому роду. Обучался риторике в Риме, затем в Афинах, где почувствовал тягу к сочинению стихов. После путешествия в Малую Азию и на Сицилию окончательно решил заниматься литературным творчеством и вскоре снискал как внимание знатоков поэзии, так и дружбу известных поэтов – Горация и Проперция.Иллюстрация к поэме Овидия «Метаморфозы». Художник П. Пикассо. 1930 г. Офорт.
В течение первого периода творчества, длившегося до начала новой эры, поэтом были написаны «Любовные элегии» – цикл из 49 стихотворений, заключающий вымышленную историю его любви к некоей Коринне; стихотворный цикл «Героиды» – любовные послания мифологических персонажей; стихотворный трактат о косметике «Средства для лица» (сохранился лишь отрывок), трагедия «Медея» (была крайне популярной, но не сохранилась) и две дидактические поэмы – «Лекарства от любви» и явившаяся вершиной этого периода «Наука любви», обучающая мужчин и женщин, как вызывать любовь и удерживать её.
На первые годы новой эры пришёлся второй период творчества поэта. Овидий создаёт две большие поэмы – мифологическую «Метаморфозы» (15 книг) и учёную «Фасты» (написана только половина – 6 книг). Первую поэму история сделала главным сочинением Овидия: именно из неё черпали знания по античной мифологии в Средние века и в эпоху Возрождения, именно её влияние в дальнейшем испытали лучшие европейские писатели (от Дж. Чосера до А. С. Пушкина, в период южной ссылки проецировавшего на себя судьбу римского стихотворца). Книги поэмы содержали сведения о происходивших со времён сотворения мира и до Юлия Цезаря фантастических превращениях: мужчин – в женщин, людей – в предметы и т. д. Другая поэма, «Фасты», должна была сообщать читателям все важнейшие сведения о Риме – о богах, героях, календарных праздниках и пр. В 8 г. н. э. жизнь поэта внезапно переменилась: он был отправлен до конца жизни в ссылку императором Августом, приказавшим изъять книги поэта из публичных библиотек. Точные причины ссылки не известны, но предполагают, что формальным поводом послужило обвинение Овидия в развращённости, выраженной в «Искусстве любви». В ссылке поэт пишет два последних элегических цикла – «Скорбные элегии» в 5 книгах (оригинальное латинское название, «Tristia», позаимствует для своей книги стихов О. Э. Мандельштам) и «Письма с Понта» в 4 книгах. Эти элегии и послания наполнены сетованиями на жалкую долю, обращёнными к родственникам, к друзьям и к самому императору. Достичь цели – вернуть поэту милость императора – стихи не смогли, и Овидий умер в ссылке.