У

УЭЛЛС

(Wells) Герберт Джордж (1866, Бромли – 1946, Лондон), английский писатель и общественный деятель.

Г. Уэллс

Родился в небогатой семье, с 13 лет работал помощником школьного учителя, аптекаря, был продавцом в лавке. Выиграв стипендию, учился в педагогическом колледже Лондонского ун-та, где изучал биологию, в частности у соратника Ч. Дарвина Т. Гексли. Уэллс работал учителем, создал школьные учебники по биологии и физической географии (1893). Повесть «Аргонавты хроноса» (1888) – первый набросок романа «Машина времени» (1895), который положил начало жанру научной фантастики . Уэллс – автор романов, написанных в новом социально-политическом жанре: «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснётся» (1899), «Первые люди на Луне» (1901), «Война в воздухе» (1908). Эти романы стали откликом на серьёзные процессы, происходившие в мире на рубеже 19 и 20 вв. Появившиеся в это время социалистические идеи переустройства общества вызвали в литературе всплеск интереса к литературным утопиям . Уэллс пишет роман-трактат «Современная утопия» (1905), в духе модных идей перехода к социализму путём мягких реформ. Но главный прогноз писатель высказывает не в утопических произведениях, а в научно-фантастических книгах. В отличие от Ж. Верна, которого в первую очередь интересовали технические новинки, Уэллс обращает внимание на социальные последствия технических изобретений. Научно-фантастические романы Уэллса проложили дорогу будущим писателям-фантастам, дав новые темы для размышлений и воплощений. В истории мировой литературы до Уэллса герой переносился в будущее, но с помощью либо снов, либо видений, писатель же использовал для такого переноса техническое средство – машину времени. Вместо ожидаемого рая путешественник во времени видит настоящую антиутопию: уродливое, больное общество разделено на изнеженных элоев, потомков аристократов, и звероподобных морлоков, предками которых стали одичавшие рабочие. Этот мрачный прогноз отразил понимание Уэллсом теории разделения общества на классы. Творчество Уэллса не исчерпывается научной фантастикой. Он пишет социально-бытовые романы, в которых исследует взаимоотношения человека и общества, продолжая диккенсовскую традицию внимания к рядовому человеку с его бесцветной и полной лишений жизнью: «Любовь и мистер Люишем» (1900), «История мистера Полли» (1910). В сборниках новелл «Похищенная бацилла и другие события» (1895), «История Платтера и другие» (1897), «Рассказы о пространстве и времени» (1899), «Страна слепых и другие рассказы» (1911) сосуществуют бытовые и фантастические элементы, сочетание которых станет основным приёмом в т. н. «магическом реализме» 20 в. После 1-й мировой войны Уэллс увлекается реформаторскими идеями, пытается найти способы наведения порядка в мире, где воцарился хаос. Привлечённый идеями богостроительства, он пишет книгу «Бог – невидимый король» (1917).

Иллюстрации к роману Г. Уэллса «Человек-невидимка». Художник А. Иткин. 1990-е гг.

Уэллс трижды посетил Россию: в 1914, 1920 и 1934 гг. В 1920 г. он встречался с В. И. Лениным, свои впечатления отразил в книге «Россия во мгле» (1920), где назвал вождя революции кремлёвским мечтателем, планы которого (особенно план электрификации России) не могут быть реализованы. В 1920-х гг. Уэллс продолжал искать пути преобразования человечного общества в просвещении и перевоспитании людей, руководимых просвещёнными аристократами: утопические романы «Люди как боги» (1923), «Мир Уильяма Клиссольда» (1926). Накануне 2-й мировой войны Уэллс одним из первых понял опасность фашизма: роман «Самодержавие мистера Паргема» (1930), повесть «Игрок в крокет» (1936).