В

ВЕРЛЕН

(verlaine) Поль (1844, Мец – 1896, Париж), французский поэт, принадлежал к символистам, позднее к импрессионистам. Дебютировал рано (первые стихотворения опубл. в коллективном сборнике «Современный Парнас», 1866). В первом сборнике Верлена «Сатурновские стихотворения» (1866) ещё сильно влияние эстетики «Парнаса» и Ш. Бодлера, но уже проявляются черты оригинального стиля. Второй сборник «Добрая песня» (1870) посвящён невесте поэта Матильде Моте. Сборник «Романсы без слов» (1874) Верлен пишет в тюрьме, куда он попал после дуэли со своим другом поэтом А. Рембо, – это серия зарисовок, мотивов, фрагментов, где преобладает верленовский «пейзаж души»:

И в сердце растрава.

И дождик с утра.

(И в сердце растрава», перевод Б. Л. Пастернака)

П. Верлен. Рисунок Ф. Валлотона

Поэтическим манифестом импрессионистской и символистской лирики Верлена стал сборник «Поэтическое искусство» (1874, опубл. в 1882), в котором автор наиважнейшим принципом новой поэзии провозглашает музыкальность, которая преодолевает в поэзии всё, что мешает раскованности лирического самовыражения, – законы логики и здравого смысла, устоявшиеся нормы стихосложения. Сборник «Разум» (1881) рассматривался многими критиками как отход поэта в сторону декаданса. В 1884 г. серия литературных портретов «Проклятые поэты» приносит Верлену известность, а в 1894 г., после смерти главы французской символистской школы Леконта де Лиля, Верлен был избран «королём поэтов» – признан мэтром символистского направления, не будучи ни его главой, ни его теоретиком. Верлен оказал неоспоримое влияние на всю литературную атмосферу 1870–90-х гг. Символисты видели в нём своего предшественника, хотя сильнее всего Верлен был связан с импрессионизмом, строя свою поэтику не на образе, а на передаче впечатления. Новаторство Верлена заключается в придании поэтическому слову небывалой ранее метафоричности, в обогащении ритмики стиха. Верлен одним из первых обратился к свободному стиху – верлибру.