ДРАМА
(от греч. drаma – действие), один из трёх литературных родов, формальное отличие которого от других в том, что он предназначен для игры на сцене, и поэтому текст представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и разбит на действия и явления . По содержанию и приёмам письма драма также отличается от лирики и эпоса : сведено к минимуму прямое выражение авторской точки зрения (авторские ремарки описывают только место действия и действия персонажей), главное средство для её изображения – конфликт и его разрешение; драма предельно сценична, т. е. сосредоточена вокруг острого противоречия и соблюдает по возможности динамику действия; композиция драмы – деление на явления (эпизоды ), сгруппированные в действия (акты ), – позволяет выпускать промежутки времени любой длины между двумя напряжёнными моментами. Содержательную основу драмы, как и в эпосе, составляет действие – поступки персонажей.Текст драмы может быть написан как в стихотворной, так и в прозаической форме. До появления реалистических драм стихотворная форма была обязательна (драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, драмы Ж. Расина и П. Корнеля ). Затем большее распространение получила прозаическая форма («Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя, пьесы А. П. Чехова и др.).
В драму включается множество жанров – комедия, трагедия, водевиль, фарс, мелодрама и пр., которые отличаются друг от друга своей функцией (рассмешить зрителя, заставить задуматься и т. д.), объёмом, композицией.
Наряду с драмами для сцены существуют драмы для чтения (напр., трагедии Дж. Г. Байрона, «Фауст» И. В. Гёте, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина ), драматическая форма которых облегчает понимание сюжета.
Возникновение драмы связывают с античными празднествами, в ходе которых исполнялись песни и солист «переговаривался» с хором. Эти праздничные выступления переросли в небольшие сценки, из которых впоследствии возникла драма. Обязательным элементом античной драмы был хор, функция которого – высказывать авторские суждения, комментировать события, сочувствовать герою или осуждать его и пр. В ранних драмах сохранялась структура «солист – хор»: на сцене, помимо хора, присутствовал один актёр. В произведениях Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана на сцену впервые вводятся несколько актёров (кроме хора).
Первым теоретиком драмы стал Аристотель (трактат «Поэтика»), которому принадлежит теория катарсиса – очищающего воздействия драмы, возникающего в ходе переживания зрителями несчастий героя. В Др. Риме мастерами драмы были Плавт, Теренций, Сенека. Основной конфликт античной драмы – конфликт героя с роком, судьбой, предопределенной ему с рождения. Разрешение этого конфликта было, как правило, несчастливым. Драмы в древности отличались большой условностью: в театре играли только мужчины, декорации отсутствовали, актёр выступал в сандалиях на очень высокой платформе – котурнах.
В Средние века появились новые жанры драмы – мистерия, миракль, моралите, школьная драма, которые также были очень условны. Для них важно морально-этическое содержание. Средневековые драмы дидактичны, и в драматической форме в них показывается истинность религиозных принципов. Часть из них пишется на библейский или апокрифический сюжет.
Драмы Нового времени и Просвещения связаны с эпохой классицизма в литературе – для всех жанров и родов литературы были созданы жёсткие правила. Драма должна была иметь пять актов, быть написана александрийским стихом (шестистопный ямб с женской рифмой и парной рифмовкой) и соблюдать единство времени, места и действия, действие должно было умещаться в одни сутки, происходить в одном помещении, развивать и доводить до логического завершения одну сюжетную линию. Основной конфликт таких драм – конфликт между чувством и долгом в душе главного героя. Различные жизненные ситуации вынуждают героя выбирать, его переживания по поводу выбора и становятся содержанием драмы. Видные драматурги классицизма – П. Корнель и Ж. Расин в Европе, В. К. Тредиаковский и А. Д. Сумароков в России. Основными сюжетами классицистической драмы являются перипетии античных мифов, исторические события.
В начале 19 в., в эпоху реализма, в драме стали нарушаться эти каноны: так, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова четыре акта вместо пяти и не соблюдено единство действия. Наряду с конфликтом чувства и долга приобрёл значение социальный конфликт: в «Горе от ума» он развивается параллельно любовному, а в «Ревизоре» Н. В. Гоголя присутствует только социальный конфликт.
В середине 19 в. появились драмы, насыщенные народным колоритом: фольклорные образы и лексические клише народной поэзии составляли отличительную особенность языка драм А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Не в свои сани не садись» и др.).
Следующая эпоха развития драмы связана с творчеством А. П. Чехова («Чайка», «Три сестры», «Иванов», «Вишнёвый сад» и др.), Г. Ибсена, А. Стриндберга, М. Метерлинка . Драма у этих авторов имеет исключительно внутреннее действие, «подводные течения», по выражению А. П. Чехова. Все важные, повлиявшие на жизнь героев события происходят вне сцены, а зрители становятся свидетелями переживаний, диалогов. Зрительный зал превращается в «четвёртую стену», и основная задача актёров – создать максимальную достоверность.
В 20 в. возникает новое направление в развитии драмы – драма абсурда (напр., творчество Э. Ионеско ), особенность которой состоит в том, что связь между репликами персонажей в диалогах, между действиями и реакцией на эти действия нарушена.
Термин «драма» подразумевает не только драму как род литературы, но и как вид её, наряду с трагедией и комедией . В отличие от трагедии, драма изображает более ординарных людей и более ординарные конфликты, которые могут иметь благополучное разрешение. В отличие от комедии, драма не осмеивает людей, а изображает их в связи с тем обществом, где они существуют. В процессе развития действия в драме драматизм нарастает, и развязка редко бывает положительной.