ѕ

ѕ”Ў »Ќ

јлександр —ергеевич (1799, ћосква Ц 1837, —анкт-ѕетербург; похоронен в —в€тогорском монастыре, ныне ѕсковска€ обл.), русский поэт. ѕредки ѕушкина Ц сподвижник јлександра Ќевского полулегендарный –адша; прадед по матери Ђарап ѕетра ¬еликогої ј. ѕ. √аннибал. ¬ детстве у ѕушкина сложилось Ђдомашнееї отношение к словесности; дом родителей посещали Ќ. ћ.  арамзин, ». ». ƒмитриев; д€д€ ¬. Ћ. ѕушкин Ц известный поэт.

ј. —. ѕушкин. ѕортрет работы ќ.  ипренского. 1827 г.

¬ 1811 г. ѕушкин был зачислен в ÷арскосельский лицей, вновь открытое привилегированное заведение под покровительством императора. ¬ лицее началась дружба с будущими поэтами ј. ј. ƒельвигом и ¬.  .  юхельбекером, декабристом ». ». ѕущиным и др. ѕервые сохранившиес€ стихотворени€ (1813) свидетельствуют о мастерстве ѕушкина, ученика французской лЄгкой поэзии,  . Ќ. Ѕатюшкова и ¬. ј. ∆уковского (перва€ публикаци€ Ђ  другу стихотворцуї, журнал Ђ¬естник ≈вропыї, 1814). ѕрочтЄнные на лицейском экзамене в 1815 г. Ђ¬оспоминани€ в ÷арском —елеї, соединившие историческую элегию Ѕатюшкова и оду √. –. ƒержавина, вызвали восторг старого поэта, и ѕушкин был назван его наследником.

»ллюстраци€ к роману ј. —. ѕушкина Ђ апитанска€ дочкаї. ’удожник ј. ѕластов

— лета 1817 по весну 1820 г. ѕушкин жил в ѕетербурге. „исл€сь в  оллегии иностранных дел, он не обременЄн службой, увлекаетс€ театром, дружескими пирушками (ƒельвиг знакомит его с ≈. ј. Ѕаратынским и ѕ. ј. ѕлетнЄвым), светской жизнью, лЄгкими любовными св€з€ми, остротами и эпиграммами. ѕоведение ѕушкина не отвечало требовани€м, предъ€вл€емым к поэту такого даровани€. Ќо ѕушкин дружит с ѕ. я. „аадаевым, общаетс€ с противником крепостничества Ќ. ». “ургеневым, чьЄ вли€ние ощутимо в оде Ђ¬ольностьї (1818) и стихотворении Ђƒеревн€ї (1819). »тог этих лет Ц основанна€ на рус. нац. элементе поэма Ђ–услан и Ћюдмилаї (отдельное издание 1820); жанр этот не далс€ ∆уковскому и Ѕатюшкову, и ∆уковский назвал себ€ ЂпобеждЄнным учителемї, а ѕушкина Ц Ђпобедителем-ученикомї. Ќо целью поэмы было не создание нац. эпоса, а формирование новой манеры рассказа, непринуждЄнной болтовни с читателем, которые снимали возможность серьЄзного отношени€ к рассказываемой истории. ѕушкин создал автобиографический образ повествовател€ Ц независимого и бравирующего своей независимостью человека. ѕолитическое свободолюбие было только одной из форм про€влени€ этой независимости и бравады ею. Ёто поведение и политические стихи стали известны императору, ѕушкину грозила ссылка в —ибирь или пока€ние в —оловецком монастыре. ѕеред јлександром I хлопотали многие известные люди, и поэт был направлен в распор€жение наместника Ќовороссии ». Ќ. »нзова. ќт него ѕушкин получил разрешение совершить вместе с семьЄй генерала Ќ. Ќ. –аевского путешествие на  авказ и в  рым, впечатлени€ от которого отразились в творчестве (Ђѕогасло дневное светилої, ЂЌереидаї, оба Ц 1820). ѕушкин прибыл в  ишинЄв в сент€бре 1820 г., а с июл€ 1823 г. служил в ќдессе при графе ћ. —. ¬оронцове. ¬ести о европейских революци€х и греческом восстании, контакты с членами тайных обществ (ћ. ‘. ќрлов, ¬. ‘. –аевский, ѕ. ». ѕестель и др.) способствовали увлечению творчеством ƒж. √. Ѕайрона и росту политического радикализма (Ђ инжалї, 1821), но вскоре ѕушкин отказываетс€ от политизации поэзии. –омантический индивидуализм личности был св€зан с политическим свободолюбием (Ђ авказский пленникї, 1820), но политическа€ позици€ не была вполне определЄнно сформулирована (Ђ”зникї, 1822). ЂЅайроническиеї поэмы Ђ авказский пленникї, ЂЅрать€ разбойникиї (1822Ц23), ЂЅахчисарайский фонтанї (1821Ц23) остро поставили проблему нац. характера в литературе, что особенно €рко про€вилось в конфликте христианки ћарии и мусульманки «аремы. –омантизм ѕушкина имел жанровый характер и не охватывал творчества в целом. ѕервое написанное в  ишинЄве стихотворение Ђ„Єрна€ шальї (1820) принесло ѕушкину огромный успех; это и ультраромантическа€ баллада, и Ц одновременно Ц пароди€ на баллады ∆уковского. ѕоэма Ђ√авриилиадаї (1821) восходит к антиклерикальным поэмам ¬ольтера и Ё. ѕарни, к ироикомической поэме . “ворчество ѕушкина разножанрово: послани€ дружеские, любовные (Ђ океткеї, 1821) и Ђвысокиеї (Ђ  ќвидиюї, 1821), антологические стихотворени€, исторические опыты (Ђѕеснь о вещем ќлегеї, 1822). ¬  ишинЄве был начат Ђроман в стихахї Ђ≈вгений ќнегинї, в котором отразилс€ опыт Ђ–услана и Ћюдмилыї, но предметом его стали не исторические и фольклорные персонажи и событи€, а современные герои и в первую очередь сам автор. «апутанна€ лична€ жизнь, конфликт с ¬оронцовым, поражение революций в ≈вропе и реакци€ в –оссии привели ѕушкина к кризису 1823Ц24 гг. ќн не только разочарован в возможност€х политической жизни, но и доходит до полного отча€ни€ (Ђ—вободы се€тель пустынныйЕї, Ђƒемонї; оба Ц 1823).

»ллюстраци€ к поэме ј. —. ѕушкина Ђћедный всадникї. ’удожник ј. Ѕенуа

¬ июле 1824 г. стало известно об интересе ѕушкина к атеизму, что привело к ссылке в родовое имение ћихайловское ѕсковской губернии. «десь произошла ссора с отцом, который прин€л на себ€ надзор за поэтом. ћоральную опору поэт находит в семье владелицы соседнего имени€ “ригорское ѕ. ј. ќсиповой и своей н€ни јрины –одионовны. ѕушкин на новом этапе осмысл€ет идеологический и художественный опыт южной ссылки (Ђ  морюї, Ђ–азговор книгопродавца с поэтомї, поэма Ђ÷ыганыї, всЄ 1824), работает над 3Ц5 главами Ђ≈вгени€ ќнегинаї. Ќовым словом стала трагеди€ ЂЅорис √одуновї (1824Ц25), основанна€ на изучении Ђ»стории государства –оссийскогої Ќ. ћ.  арамзина и драматических принципов ”. Ўекспира и посв€щЄнна€ роли народа в историческом процессе. Ќаде€сь на монаршее прощение, ѕушкин вместе с тем планировал побег за границу. –€д стихов посв€щЄн иным культурам (Ђѕодражани€  орануї, 1824), любви и дружбе (Ђ ***ї Ц Ђя помню чудное мгновеньеЕї, Ђ19 окт€бр€ї, оба Ц 1825), ценност€м простой жизни (Ђ«имний вечерї, 1825), истории и фольклору (Ђ∆енихї, 1825; Ђѕесни о —теньке –азинеї, 1826), св€зи поэзии и политики (Ђјндрей Ўеньеї, 1825; Ђѕророкї, 1826). “резва€ оценка народа, отказ от политизации поэзии и политического волюнтаризма, исторический оптимизм (Ђ¬акхическа€ песн€ї, Ђ≈сли жизнь теб€ обманетЕї, оба Ц 1825) помогли ѕушкину пережить поражение восстани€ декабристов. ¬о врем€ междуцарстви€ поэт хотел тайно прибыть в ѕетербург, но потом переменил планы. ¬ декабре 1825 г. написана шутлива€ поэма на бытовом материале Ђ√раф Ќулинї, посв. актуальной теме исторической случайности. ¬осстание, аресты и следствие вызвали у ѕушкина товарищеское сострадание к декабристам и признание неизбежности случившегос€. Ќе входив в тайные общества, ѕушкин не был ответствен за их де€тельность, но его вольнолюбивые стихи вс€ грамотна€ –осси€ воспринимала в декабристском контексте.

јвтограф ј. —. ѕушкина

8 сент€бр€ 1826 г. ѕушкин доставлен в ћоскву на аудиенцию к Ќиколаю I, который хотел привлечь попул€рного поэта на сторону власти и стал его цензором. Ќаде€сь вли€ть на императора, поэт декларировал верность друзь€м (Ђ¬о глубине сибирских рудЕї, 1827; опубликовано в 1874). ѕушкин стремилс€ зан€ть позицию Ђнад схваткойї и, име€ доверительные отношени€ с царЄм (неотделимые от верности двор€нской чести), боротьс€ за амнистию декабристов. √лавным свойством идеального монарха он показывает человечность (Ђ—тансыї, 1826; Ђƒрузь€мї, Ђћордвиновуї, оба Ц 1827; Ђ√еройї, 1830). ¬ качестве образца дл€ поведени€ императора называетс€ ѕЄтр I, изображЄнный Ђдомашним образомї в неоконченном романе Ђјрап ѕетра ¬еликогої (1827Ц28) и апологетически в поэме Ђѕолтаваї (1828), в которой все герои жестоки друг к другу и только ѕЄтр милует своих врагов. ”топическа€ внегосударственна€ Ђмилостьї выше реальной, но социально ограниченной Ђсправедливостиї (Ђјнджелої, 1833; Ђѕир ѕетра ѕервогої, 1835; Ђ апитанска€ дочкаї, 1836).

Ќо отношени€ с императором были далеки от идеальной модели: ЂЅорис √одуновї не разрешЄн к печати, записка Ђќ народном воспитанииї, написанна€ по предложению Ќикола€ I, не одобрена, шло следствие по поводу авторства поэмы Ђ√авриилиадаї. Ёти событи€ отражены в стихах Ђ¬оспоминаниеї, Ђƒар напрасный, дар случайныйЕї, Ђѕредчувствиеї (все Ц 1828). ѕушкин не вполне сошЄлс€ с московскими любомудрами, отношени€ с Ќ. ј. ѕолевым и Ќ. ». Ќадеждиным приобретали враждебный характер, противником ѕушкина и его круга стал редактор официозной газеты Ђ—еверна€ пчелаї ‘. ¬. Ѕулгарин, сотрудничавший с тайной полицией, сочетавший способность к торговле с живым ощущением потребностей публики. Ёто вызвало издание писател€ми круга ѕушкина ЂЋитературной газетыї (1830), редактором был ƒельвиг. ѕушкин строит планы заграничного путешестви€, ездит в “верскую губернию осенью 1828 и 1829 г., летом 1829 г. Ц в √рузию (Ђѕутешествие в јрзрумї, 1835). ќн переживает бессмысленность скоропреход€щей жизни человека (Ђƒорожные жалобыї, ЂЅрожу ли € вдоль улиц шумныхЕї, оба Ц 1829) и надеетс€ обрести спасение в любви (ЂЌа холмах √рузии лежит ночна€ мглаЕї, Ђ∆ил на свете рыцарь бедныйЕї, Ђя вас любил: любовь ещЄ, быть можетЕї, все Ц 1829).

ƒом-музей ј. —. ѕушкина на набережной реки ћойки, 14 (—анкт-ѕетербург)

¬ 1830 г. ѕушкин, давно мечтавший о семейной жизни, получил согласие на брак с Ќ. Ќ. √ончаровой и поехал в село Ѕолдино Ќижегородской губернии заниматьс€ имущественными вопросами после смерти д€ди и в св€зи с предсто€щим браком. Ќо из-за холеры он три мес€ца не мог оттуда вернутьс€ и пережил необычайный творческий подъЄм, подвод€ итоги молодости и дума€ о новой жизни: стихотворени€ ЂЁлеги€ї, ЂЅесыї, Ђ÷арскосельска€ стату€ї, Ђѕрощаниеї, Ђ«аклинаниеї, Ђƒл€ берегов отчизны дальнойЕї. Ѕыл завершЄн Ђ≈вгений ќнегинї, в котором отношени€ автора и читателей развивались в форме Ђсвободного романаї, поэтому принципиальна€ незавершЄнность, открытость финала романа стала моделью принципиальной незавершЄнности, открытости самой жизни. —удьбы главных героев изображены как взаимно не совпадающие по фазам развити€: ќнегин движетс€ от преждевременного (ложного) пресыщени€ жизнью к поздней истинной любви, “ать€на идЄт от юной и непосредственной любви к осторожной аккуратности в чувствах; ќнегин не верит в глубину чувств юной “ать€ны, она Ц в искренность его чувств в конце романа. Ђѕовести Ѕелкинаї открыли поэзию обыкновенной жизни: ѕушкин подсказывал судьбе возможность счастливых разв€зок, которых на самом деле не бывает. Ђћаленькие трагедииї, напротив, те же самые конфликты разрешали только трагически, и ѕушкин предлагал стоический вариант поведени€ человека. Ќапрасной надежде на судьбу, на Ђрусский авосьї посв€щена Ђ—казка о попе и о работнике его Ѕалдеї. ѕоэт утверждал творческую свободу (Ђƒомик в  оломнеї), поэтому идейна€ направленность его произведений не всегда очевидна.

»ллюстраци€ к Ђ—казке о рыбаке и рыбкеї ј. —. ѕушкина. ’удожник ѕ. „екмарЄв

ѕервое лето после свадьбы (1831) ѕушкин проводит в ÷арском —еле; эта семейна€ идилли€ отразилась в Ђ—казке о царе —алтанеЕї. «ан€в внеполитическую позицию, поэт не желал служить никаким парти€м, но абсолютна€ свобода творчества (Ђѕоэт и толпаї, 1828; Ђѕоэтуї, 1830) не означала политической индифферентности (Ђјнчарї, 1828). ѕольское восстание 1830 г. отразилось во внешне имперских стихотворени€х Ђ леветникам –оссииї и ЂЅородинска€ годовщинаї, посв€щЄнных раздумь€м о внегосударственных формах общени€ народов.  ровавые холерные бунты определили тему Ђƒубровскогої (1832Ц33), Ђ»стории ѕугачЄваї (1833), Ђ апитанской дочкиї Ц чреватые катастрофой отношени€ между властью и народом.

—емейна€ жизнь радовала поэта, но отношени€ с двором и обществом были сложны. ¬ конце 1833 г. ѕушкин получил придворный чин камер-юнкера, в 1834 г. подал прошение об отставке (Ђѕора, мой друг, пора! поко€ сердце проситЕї, 1834), но вз€л его назад под угрозой запрета работы в государственных архивах дл€ Ђ»стории ѕетраї (с 1832), дл€ которой посетил ќренбург (осень 1833). Ѕылое стремление стать Ђнад схваткойї смен€ет понимание трагизма судьбы частного человека в процессе истории (Ђћедный всадникї). ¬ Ђболдинскую осеньї 1833 г. написаны Ђ—казка о рыбаке и рыбкеї, Ђ—казка о мЄртвой царевнеЕї; завершает цикл Ђ—казка о золотом петушкеї (1834). ¬ лирике кроме оригинальных произведений (Ђ„ем чаще празднует лицейЕї, 1831; Ђќсеньї, ЂЌе дай мне Ѕог сойти с умаЕї, оба Ц 1833; Ђ“учаї, Ђѕолководецї, ЂЕ¬новь € посетилЕї, все Ц 1835) часты переводы, стилизации, подражани€, Ђвариации на темуї (Ђ—транникї, 1835; Ђѕесни западных слав€нї, 1834). ¬ повести Ђѕикова€ дамаї (1833), в Ђ—ценах из рыцарских времЄнї (1835) изображалась смена идеологических формаций во времена социальных катаклизмов. ћногие произведени€ не были закончены. »тоги жизни ѕушкин подвЄл в Ђкаменноостровскомї цикле: Ђћирска€ властьї, Ђѕодражание итали€нскомуї, Ђ»з ѕиндемонтиї, Ђќтцы пустынники и жены непорочныЕї, Ђ огда за городом, задумчив, € брожуЕї, Ђя пам€тник себе воздвиг нерукотворныйЕї (1836).

–асходы на жизнь в ѕетербурге не окупались гонорарами. »здание журнала Ђ—овременникї (1836; четыре тома), ориентированного на культурную элиту, не принесло коммерческого успеха. ƒуховна€ независимость ѕушкина, установка на особые отношени€ с государем и презрение к бюрократической и аристократической Ђчерниї вызвали еЄ вражду. 4 но€бр€ 1836 г. поэт получил анонимное письмо и послал вызов ∆. ƒантесу, публично ухаживавшему за его женой. ¬ результате ƒантес женилс€ на сво€ченице ѕушкина ≈. Ќ. √ончаровой, но и после свадьбы продолжал ухаживани€. 25 €нвар€ 1837 г. ѕушкин письмом к приЄмному отцу ƒантеса нидерландскому посланнику Ћ. √еккерну провоцирует дуэль, на которой 27 €нвар€ он был смертельно ранен. »звестие о дуэли и кончине ѕушкина вызвало сильное волнение в ѕетербурге (стихи ћ. ё. Ћермонтова, ¬. ј. ∆уковского, ‘. ». “ютчева, ј. ¬.  ольцова и др.); у его гроба побывало минимум 10 тыс€ч человек.