Х

ХЕМИНГУЭЙ

(Hemin-gway) Эрнест Миллер (1899, Оак-Парк, близ Чикаго – 1961, Кетчум, штат Айдахо), американский писатель.

Э. Хемингуэй

Родился в семье врача, рано начал читать, в школе увлекался футболом и боксом, разделил страсть отца к охоте и рыбалке. С 1917 г. начал работать репортёром в газете. Когда США вступили в 1-ю мировую войну, Хемингуэй хотел пойти на фронт, но ему помешало плохое зрение, однако он добровольно записался санитаром Красного Креста. На итало-австрийском фронте был тяжело ранен в обе ноги. Вернувшись в Америку, работал в канадской газете «Торонто стар». В 1921–28 гг. жил в Париже, куда в начале 20 в. съезжались все мировые знаменитости и где Хемингуэй стал осваивать мастерство писателя. Военный опыт определил творчество Хемингуэя, который отразил разочарование, боль, душевное смятение «потерянного поколения » в первом сборнике рассказов «В наше время» (1925) и романе «И восходит солнце» («Фиеста», 1926). В сборниках рассказов «Мужчины без женщин» (1927), «Победитель не получает ничего» (1933), книгах очерков «Смерть после полудня» (1932), «Зелёные холмы Африки» (1935), романах «Прощай, оружие!» (1929), «Иметь или не иметь» (1937) сложился творческий метод Хемингуэя, который он сам назвал «принципом айсберга»: «Надо выкидывать всё, что можно выкинуть… Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом». Главный герой романа «По ком звонит колокол» (1940) – американец, глазами которого читатель видит героическую борьбу испанских партизан с фашистами. Роман исполнен глубокого трагизма, так как написан уже после поражения республиканцев. Трагическое мироощущение, обусловленное как судьбой самого писателя, так и общей трагической обстановкой в мире между двумя мировыми войнами, свидетелем и участником которых он был, его упорное стремление найти в жизни и в литературе опору, позволили критикам говорить о трагическом героизме творчества писателя. Наиболее полно эта особенность прозы Хемингуэя проявилась в романе «За рекой, в тени деревьев» (1950) и повести «Старик и море» (1952), за которую он получил Нобелевскую премию (1954). Старик Сантьяго, не потерявший силы духа в тяжёлом поединке с гигантской рыбой, которая унесла его в отрытое море, говорит полные гордости слова, словно подводящие итог творчеству и жизни Хемингуэя: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Неизлечимая болезнь заставила писателя покончить с собой, но не сломила его дух. После смерти изданы автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой» – о жизни в Париже в начале творческого пути и роман «Острова в океане». На Кубе, в Сан-Франсиско-де-Паула, где писатель жил в 1939–60 гг., создан его мемориальный музей.