А

АЛДАНОВ

(настоящая фамилия Ландау) Марк Александрович (1886, Киев – 1957, Ницца), русский писатель, учёный-химик, мыслитель, публицист.

М. А. Алданов

Сын сахарозаводчика, в 1905 г. окончил классическую гимназию в Киеве, где овладел не только древнегреческим и латинским, но и немецким, французским и английским языками. В 1910 г. окончил физико-математический и юридический факультеты Киевского ун-та (1905–10), в 1919 г., не приняв большевистскую революцию, эмигрировал, жил главным образом во Франции, а также в Германии (1922–24) и США (1941–47). Был незаурядным специалистом в области физической химии (публиковал статьи в рус. и зарубежных научных журналах; издал в Париже книги «Лучевая химия», 1937; «О возможностях новых концепций в химии», 1951); в разное время общался с выдающимися учёными современности Л. де Бройлем, А. Эйнштейном, Р. Оппенгеймером и др. Глубоко интересуясь также гуманитарным знанием, в 1923 г. окончил Высшую школу социальных и политических наук. Треть жизни, по собственному признанию, провёл в библиотеках, стремясь в своём обширном и разнообразном литературном творчестве к обоснованности концепций, достоверности героев и ситуаций. Как литератор начал с книги «Толстой и Роллан» (1915; переиздана в 1923 без раздела о Р. Роллане под названием «Загадка Толстого»). Получил широкую известность как сочинитель исторических романов, сюжетно занимательных и остротенденциозных по содержанию. Среди них – посвящённая событиям европейской (в т. ч. и русской) истории, связанным с Великой французской революцией 1789–99 гг., тетралогия «Мыслитель» («Святая Елена, маленький остров», 1923; «Девятое Термидора», 1923; «Чёртов мост», 1925; «Заговор», 1927 г.). Революционные брожения в России 20 в. отражает трилогия «Ключ» (1928–29, в СССР опубл. в 1989), «Бегство» (1930–31), «Пещера» (1932–34, отд. издание 1934). Картину переломных событий западноевропейской и рус. истории 18–20 вв. представляют повести Алданова «Десятая симфония» (1931) – об Александре I, Венском конгрессе 1814–15 гг., завершившем антинаполеоновские войны европейских держав, и судьбе Л. ван Бетховена; «Пуншевая водка» (1938) – о восшествии на престол Екатерины II; «Могила Воина» (1939) – о Дж. Г. Байроне и его таинственной смерти; роман «Истоки» (1950) – о жизни рус. общества 1870–80 гг. и убийстве Александра II, что, по мнению писателя, убеждённого противника всех форм насилия, предопределило дальнейший трагический путь развития России. Отмеченный в США как «книга месяца», роман Алданова «Начало конца» (т. 1–2, 1938–43) рассказывает о трагических событиях в Западной Европе и России 1937 г. и гражданской войне в Испании. Стилистически проза Алданова тяготеет к традициям рус. классической литературы, отличаясь непринуждённым изяществом и афористической ёмкостью. В большинстве беллетристических и почти во всех многочисленных очерковых произведениях Алданова, ярких и пристрастных, действуют реальные лица – от Наполеона, известной в своё время писательницы Ж. де Сталь и русских декабристов до М. Ганди, У. Черчилля, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Б. Муссолини и А. Гитлера, опасность прихода к власти которого писатель предсказал ещё в 1932 г. «Гуманист, не верящий в прогресс», по определению некоторых исследователей, Алданов воспринял от почитаемого им Л. Н. Толстого взгляд на историю как на стихийный процесс, а от А. Франса – иронико-скептическую оценку человеческой цивилизации.