Ч

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Николай Гаврилович (1828, Саратов – 1889, там же), русский писатель, экономист, общественный деятель.

Н. Г. Чернышевский

Родился в семье священника. Окончил Саратовскую духовную семинарию и в 1846 г. поступил на историко-филологическое отделение Петербургского ун-та, где занимался под руководством выдающегося исследователя древнерусского языка И. И. Срезневского, но гораздо больше интересовался общественными науками и политикой: читал работы по утопическому социализму, французские политические газеты, труды немецких философов. Окончив ун-т (1850), Чернышевский некоторое время работал в Саратове преподавателем гимназии, а в 1853 г. вернулся в Петербург, где активно сотрудничал в литературных журналах: сначала в «Отечественных записках», затем в «Современнике» . В магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) критически анализировал основные положения эстетики Г. В. Ф. Гегеля. Основной тезис «Прекрасное есть жизнь» был направлен на утверждение приоритета реальности по отношению к художественному творчеству. Материалистическая направленность диссертации вызвала недовольство министра народного просвещения А. С. Норова, и учёная степень Чернышевскому присуждена не была. Посвятив себя журнальной деятельности, Чернышевский в середине 1850-х гг. становится фактическим редактором «Современника», превратив его в ведущий орган революционных демократов. В 1855–57 гг. он публикует работы, посвящённые истории литературы: «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855–56), «Лессинг, его время, его жизнь и деятельность» (1857). В критических статьях о творчестве Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева и др. Чернышевский использовал рецензируемые произведения как предлог для обсуждения злободневных политических проблем. Особенно ярко этот приём проявился в статье «Русский человек на rendez-vous», в которой под видом разбора повести И. С. Тургенева «Ася» дан сатирический памфлет, направленный против нерешительной политики русского либерализма. В то же время Чернышевский глубоко понимал художественную специфику литературы. В статье, посвящённой автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», Чернышевский дал проницательный анализ творческого метода Толстого-психолога, найдя для него удачную формулировку – «диалектика души». На рубеже 1850–60-х гг. Чернышевский публикует в «Современнике» работы, посвящённые экономическим и политическим проблемам. Он выступает с резкой критикой результатов крестьянской реформы 1861 г., принимает участие в деятельности революционного подполья, из-за чего был арестован в 1862 г. В Петропавловской крепости Чернышевский написал роман «Что делать?» (1862–63), который объединяет черты утопического и пропагандистского жанров. Четвёртый сон Веры Павловны, главной героини романа, рисует перед читателем картину социалистического будущего. Вместе с тем Чернышевский попытался выйти за рамки утопии и связать идеалы героев романа с реальной действительностью. Сюжетная линия, посвящённая истории «новых людей»: Веры Павловны, Кирсанова, Лопухова и «особенного человека» революционера Рахметова, – была призвана дать конкретное руководство к действию тем, кто хотел «перенести будущее в настоящее». Чернышевскому удалось достичь поставленной цели: роман был опубликован в «Современнике», а потом – несмотря на цензурный запрет – в течение нескольких десятилетий был одной из наиболее влиятельных для русского общества книг. В мае 1864 г. Чернышевский был подвергнут «гражданской казни» и сослан на каторгу в Нерчинские рудники; по окончании каторги провёл ещё 15 лет в ссылке в Якутске. Все эти годы Чернышевский продолжал, по мере возможности, заниматься литературой и наукой. В наиболее значительном художественном произведении этого времени романе «Пролог» он возвращается к эпохе политических споров между демократами и консерваторами накануне крестьянской реформы 1861 г. Главный герой романа Волгин наделён автобиографическими чертами, а прототипом другого персонажа Левицкого стал Н. А. Добролюбов. В 1885 г. Чернышевскому разрешили поселиться в Астрахани, а в 1888 г. он переехал в Саратов, где начал вновь заниматься литературным трудом, переводить работы зарубежных историков. Однако здоровье писателя было подорвано резкими переменами климата, и он умер в возрасте 61 года.