ЯН
(настоящая фамилия Янчевецкий) Василий Григорьевич (1874/75, Киев – 1954, Звенигород), русский писатель.В. Г. Ян
Родился в семье учителя греческого и латинского языков. Учась на историко-филологическом ф-те Петербургского ун-та опубликовал в студенческом сборнике первое стихотворение (1896). После окончания университета работал в Ревеле журналистом. Ян много путешествует по волго-вятским местам, побывал в Новгороде, на Днепре, что отразилось в книге «Записки пешехода» (1901). Командировка в Англию от петербургской газеты «Россия», работа в библиотеке Британского музея вылились в очерки «Английское настроение» (1900). Позже Ян побывал в Средней Азии, Японии, Греции и Египте, работал учителем 1-й петербургской классической гимназии, увлёкся философией Ф. Ницше, написал книги «Воспитание сверхчеловека» (1903), «Что нужно сделать для петербургских детей» (1911). Идеи Яна сосредоточены на формировании высоконравственного молодого поколения, не завоевателя, а «положительного» сверхчеловека, умеющего проявить волю, реализовать свой природный потенциал для блага людей. Такими образцами в мировой культуре для него являются А. В. Суворов, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин.
Иллюстрация к роману В. Г. Яна «Спартак». Художник П. Алякринский. 1956 г.
Ян ратует за то, «чтобы оградить души наших детей от загрязнения порнографией», считает необходимым изучение произведений Гомера, Еврипида, У. Шекспира, Ф. Шиллера. Стремясь оградить детей, молодёжь от социальных потрясений, «власти тьмы», Ян издаёт журнал «Ученик» (1910–14). В этом журнале был опубликован роман «Афганский изумруд», а в приложении к журналу повесть для подростков «Дневник Пети Петушкова». Наибольшую известность писатель приобрёл как автор исторических романов и повестей («Финикийский корабль», 1931; «Огни на курганах», 1932; «Спартак», 1933), в которых бережно восстанавливает обстановку, быт, художественно исследует время. Тема борьбы народов против завоевателей развита в трилогии «Нашествие монголов»: «Чингисхан» (1939), «Батый» (1942), «К „последнему морю”» (1955). В поэтике этих книг Ян опирается на фольклор для передачи внутреннего мира персонажей, прибегает к реминисценциям из древнерусской литературы.