К

КОНФЛИКТ

(от лат. conflictus – столкновение), столкновение между персонажами художественного произведения, между героями и обществом, между различными побуждениями во внутреннем мире одного персонажа. Конфликт – это противоречие, определяющее движение сюжета. Традиционно конфликты принято подразделять на внутренние (в пределах самосознания, души одного героя) и внешние. Среди внешних конфликтов выделяются психологические (в частности, любовные), социальные, идейные (в т. ч. политические, религиозные, нравственные, философские). Такое выделение видов очень условно и часто не учитывает взаимосвязи или слияния разных конфликтов в одном произведении.

В разные литературные эпохи доминировали различные конфликты. В античной драматургии преобладали сюжеты, изображающие тщетное противоборство персонажей и судьбы. В драматургии классицизма (во Франции – П. Корнель, Ж. Б. Расин, Вольтер, в России – А. П. Сумароков и др.) господствовали конфликты, построенные на противоборстве между страстью и долгом в душе героев. (У А. П. Сумарокова к ним добавлялся конфликт между правителем и его подданными.) В романтической литературе был распространён конфликт между исключительной личностью и бездушным, отторгающим её обществом. Вариантами этого конфликта были: изгнание или бегство из общества свободолюбивого и гордого героя (произведения Дж. Г. Байрона, ряд сочинений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова ); трагическая судьба «дикаря», «естественного человека» в мире цивилизации, лишённом свободы (поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»); горестная участь художника в пошлом и не ценящем красоты обществе (в Германии – произведения Э. Т. А. Гофмана, в России – сочинения В. Ф. Одоевского, Н. А. Полевого, М. П. Погодина, повесть Н. В. Гоголя «Портрет»); образ так называемого «лишнего человека », не способного освободиться от тягостной скуки существования, не находящего цели в жизни (Онегин у А. С. Пушкина, Печорин у М. Ю. Лермонтова, Бельтов у А. И. Герцена, Рудин, Лаврецкий, Литвинов и др. персонажи у И. С. Тургенева ).

Устойчивый вариант конфликта характерен для драматургии от античности до современности: это преодоление влюблёнными молодыми героем и героиней препятствий, чинимых родственниками (чаще всего родителями), которые мешают женитьбе главных действующих лиц.

Большинство конфликтов мировой литературы может быть сведено к своего рода моделям – нескольким повторяющимся видам конфликта.

Некоторые конфликты представляют собой не просто противоборство между персонажами, но столкновение противоположных начал бытия, символами которых могут быть герои или образы произведения. Так, в пушкинской поэме «Медный всадник» изображается трагическое противоречие между тремя силами – заурядной личностью, обыденным человеком (Евгением), Властью (её символ – памятник Петру I) и Стихией (её воплощение – наводнение, взбунтовавшаяся Нева). Такие конфликты характерны для произведений на сюжеты мифологической природы, с персонажами символико-мифологического характера. Так, в романе рус. писателя-символиста Андрея Белого «Петербург» изображается не столько столкновение определённых индивидуальных персонажей (сенатора Аблеухова, революционера-террориста Дудкина, провокатора Липпанченко и др.), сколько конфликт между двумя внешне противоположными, а внутренне родственными началами, борющимися за душу России – Западом и Востоком.