БАРОККО
стиль в искусстве и литературе Европы и Америки, утвердившийся в Италии в кон. 16 – первой пол. 17 в., в Испании в 17 в., в России в сер. 17 – первой пол. 18 в. Слово «барокко» употреблялось в 18 в. для отрицательной характеристики литературных произведений, отличавшихся сложностью формы и трудностью для понимания. Существует три предположения о происхождении слова «барокко»: от португальского выражения «perola barocca» – «жемчужина неправильной формы»; от латинского термина «baroco», употреблявшегося в логике и обозначавшего один из видов умозаключения, отличавшийся особой сложностью; от французского жаргонного словечка «baroquer», что значит «растворять, смягчать контур».В культуре барокко весь мир воспринимается как произведение искусства. Литература отказывается от принципа подражания действительности, для её представителей характерен интерес к усложнённой художественной форме. В произведениях чрезвычайно много метафор «мир-книга» и «мир-театр». Представители барокко считали, что реальный мир – иллюзия, а его предметы – символы и аллегории, заключающие в себе сокровенный смысл и требующие истолкования, поэтому часто использовали символы и аллегории; образы в произведении строятся по принципу связи между несколькими, часто далёкими предметами, обычно на основе метафоры.
Самые известные писатели стиля барокко в Италии – Т. Тассо и Дж. Марино, в Испании – Л. де Гонгора и П. Кальдерон, в Германии – Х. Я. Гриммельсгаузен, в России – Симеон Полоцкий . Некоторые исследователи отмечают черты стиля барокко в творчестве У. Шекспира, Дж. Мильтона, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина .