Б

БРЮСОВ

Валерий Яковлевич (1873, Москва – 1924, там же), русский поэт.

В. Я. Брюсов. Портрет работы С. Малютина. 1913 г.

Родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, А. Я. Бакулин, поэт-самоучка, издавший в 1840-х гг. сборник «Басни провинциала». В 1889 г. Брюсов окончил историческое отделение историко-филологического ф-та Московского ун-та. В 1894–95 гг. выпустил три сборника под названием «Русские символисты», куда вошли в основном стихи самого Брюсова, отмеченные влиянием французского символизма (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме) и призванные с помощью стилистического «взрыва» вывести на новые пути рус. поэзию. Явился одним из организаторов символистского движения в отечественной литературе, своего рода «мостом» между поколениями т. н. «старших» (К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Вяч. И. Иванов) и «младших» (А. А. Блок, А. Белый, Ю. Балтрушайтис и др.) символистов. Широта историко-культурной и злободневной гражданской проблематики, эстетический рационализм сочетаются в стихах Брюсова, прозванного современниками «поэтом мрамора и бронзы», с высокой культурой версификации (самое большое в рус. поэзии разнообразие поэтических форм, в т. ч. трудноисполнимый венок сонетов ), специфической романтикой притягательного и пугающего урбанистического (городского) пейзажа, напряжённой страстностью, чёткостью и метафорической изобретательностью («Дремлет Москва, словно самка спящего страуса…», «Ночью») письма. Эпатажная символистская (в т. ч. нашумевшее программное стихотворение «Творчество», в котором критики не могли простить поэту такие строки: «Всходит месяц обнажённый при лазоревой луне…»), стихотворение «Юному поэту», призывавшее: «Никому не сочувствуй//Сам же себя полюби беспредельно»), экспрессивная любовная (О, когда бы я назвал своею//Хоть тень твою!//Но и тени твоей я не смею//Сказать: люблю…»), философская («Есть что-то позорное в мощи природы») и агитационно-политическая («Каменщик») лирика, многочисленные стилизации («Ода в духе Горация», «Сонеты в духе Петрарки», «Песня гренландцев», «Клинопись», «Заговор от стрелы»), историко-мифологические экскурсы («Орфей и Эвридика», «Жрец Изиды», «Ассаргадон», «Александр Великий», библейские пророчества («Конь блед»), яркие бытовые зарисовки («Встреча», «В вагоне») и даже образцы «научной поэзии» («Мир N-измерений», «Мир электрона») составили содержание брюсовских сборников «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895); «Me eum esse» («Это – я», 1896–97), «Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912), «Стихи Нелли» (1913), «Семь цветов радуги» (1916), «Последние мечты» (1920), «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Меа!» («Спеши!», 1924), цикла «Сны человечества» и др. Оставил также исторические романы из эпохи Средневековья – «Огненный ангел» (1908), из времён Римской империи – «Алтарь победы» (1913), повесть «Рея Сильвия» (1916), драму «Земля» (1907), рассказ «Республика Южного Креста» (1913), тяготеющие к социальной фантастике, и другие беллетристические произведения; литературную критику, стиховедческие труды («Наука о стихе», 1919 и др.), блестящие переводы, в т. ч. из армянской поэзии, за что получил звание народного поэта Армении. Один из активных просветителей и участников литературного процесса в молодой Советской России (в 1917–19 – глава Комитета по регистрации печати; в 1918–19 – заведующий Московским библиотечным отделом при Народном комиссариате просвещения; в 1919–20 – председатель президиума Всероссийского союза поэтов; в 1921 – создатель и первый ректор Высшего литературно-художественного ин-та, с 1924 носившего его имя; в 1925 ин-т влился в филологический ф-т Ленинградского ун-та, и т. п.). Брюсов был, по выражению М. Горького, «самым культурным писателем на Руси».

Обложка книги В. Я. Брюсова «Последние страницы из дневника женщины». Репродукция картины И. Н. Крамского «Девушка с кошкой»