С

СОЛЖЕНИЦЫН

Александр Исаевич (р. 1918, Кисловодск), русский писатель. Предки писателя по отцу крестьяне, мать из семьи богатого кубанского землевладельца. В 1939 г. поступил на заочное отделение Московского ин-та философии, литературы и искусства; в 1941 г. окончил физико-математический ф-т Ростовского ун-та. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 г., получил звание капитана. В 1945 г. Солженицын был арестован за резкие отзывы об И. В. Сталине в письмах к другу и осуждён на восемь лет лагерей. После окончания срока заключения (1953) – в бессрочной ссылке, преподавал математику в Казахстане. В 1956 г. освобождён из ссылки, через год реабилитирован. Жил под Рязанью, в Рязани, затем в Москве.

А. И. Солженицын

Повесть «Щ-854. (Один день одного зэка)» (1959; Щ-854 – лагерный номер заключённого) под названием «Один день Ивана Денисовича» была напечатана в журнале «Новый мир» (1962, № 11). Публикация рассказа стала историческим событием; на короткое время Солженицын был признан официально. Действие повести умещается в один день, повествование ведётся от лица автора, но Солженицын прибегает к несобственно-прямой речи : в авторских словах слышится голос главного героя. Отличительная особенность повести в том, что о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чём-то обыденном, как будто хорошо известном читателю, что создаёт эффект присутствия. Все персонажи, за исключением главного героя, имеют прототипы среди людей, с которыми автор познакомился в лагере; документальность – отличительная особенность почти всех произведений писателя: жизнь более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел. Рассказ «Матрёнин двор» (1963) основан на реальных событиях из жизни: Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрёна – воплощение лучших черт русской крестьянки, её лицо подобно лику святой, а её дом соотнесён с ковчегом спасения библейского праведника Ноя. Матрёна – не узнанная праведница, которая всегда готова поделиться последним.

В повести «Раковый корпус» (1963–66) отразились впечатления от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия – стенами больницы (такое сужение времени и пространства – отличительная черта многих произведений писателя). В романе «В круге первом» (1955–68), прототипами героев которого были заключённые «шарашки», где писатель отбывал срок, действие разворачивается накануне 1950 г. Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту сталинского режима. В середине 1960-х гг. на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, и начались гонения на Солженицына: в 1965 г. его архив оказался в КГБ, с 1966 г. его перестают печатать, а опубликованные сочинения изымают из библиотек. В открытых письмах, которые расходились в копиях, Солженицын протестует против нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в СССР. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. В 1970 г. он становится лауреатом Нобелевской премии. Публикация за рубежом книги «Архипелаг ГУЛаг» (1973–75), истории Главного управления лагерей и тюрем в Советском Союзе (1958–68), ставшая причиной новых преследований, – это и историческое исследование, и мемуары автора, и эпопея страданий мучеников ГУЛага, дань памяти тем, кто погиб в этом аду. Солженицын выступает в основном как собиратель историй, рассказанных множеством узников. История советских концлагерей ориентирована на текст Библии .

В 1974 г. Солженицын был арестован и выслан из СССР в Западную Германию. В 1974–76 гг. жил в Швейцарии, в 1976–94 гг. в штате Вермонт, США. В «Гарвардской речи» (1978), статье «Наши плюралисты» (1982), в «Темплтоновской лекции» (1983) выступил с критикой либеральных и демократических ценностей Запада. Закону, праву, многопартийности как гарантиям свободы человека он противопоставил органическое единение людей, прямое народное самоуправление, идеи самоограничения и религиозные начала. Часть эмиграции упрекала Солженицына в тоталитарных симпатиях, ретроградстве и утопизме. В эмиграции Солженицын закончил четырёхчастную эпопею «Красное Колесо»: «Август Четырнадцатого», «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого» и «Апрель Семнадцатого». Одно и то же событие даётся в ней в восприятии нескольких персонажей, использована техника «монтажа»: репортаж, протокол, стенограмма; вымышленные персонажи соединены с историческими. В эпизоде отступления русской армии в августе 1914 г. оторвавшееся от телеги колесо становится символом безумия истории. Вслед за Л. Н. Толстым Солженицын противопоставляет актёрствующих политиканов разных партий рядовым людям, подчёркивая их роль в истории. Но солдаты и офицеры Толстого творили историю, не сознавая этого. Герои Солженицына стоят перед драматическим выбором: в истории действует не рок, а люди, и поэтому ничто не предопределено окончательно.

В 1994 г. писатель вернулся в Россию. В книге «Россия в обвале» (1998) он резко критикует экономические реформы, размышляет о необходимости возрождения земства и русского национального сознания, в конце 1990-х гг. регулярно выступает с литературно-критическими статьями о творчестве русских прозаиков и поэтов. В ряде «двучастных» рассказов и повестей: «Молодняк» (1993), «Настенька» (1995), «Абрикосовое варенье», «Эго», «На краях» (все – 1994), «Желябугские выселки», «Адлиг Швенкиттен» (оба – 1998) описываются судьбы разных персонажей, вовлечённых в одни и те же события, но не ведающих об этом. Солженицын обращается к теме вины и ответственности человека за совершённые им поступки.