М

МОЛЬЕР

(Moliere) (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622, Париж – 1673, там же), французский писатель, комедиограф. Сын придворного обойщика и декоратора, получил блестящее образование в Клермонском коллеже, сдал экзамен на звание лиценциата прав, но, с детства увлекаясь театром, выбрал профессию актёра. В 1643 г. организовал с друзьями «Блистательный театр», не получивший признания зрителей, и с 1645 г. отправился с труппой в провинцию, где совершенствовал свою игру, формировал репертуар, переделывая старые пьесы для нужд труппы и сочиняя собственные. В 1658 г. труппа была приглашена в Париж, где ей неизменно сопутствовал успех. Мольер ставил в своём театре пьесы разных жанров, самыми популярными из которых были комедии. И сам Мольер раскрыл свой актёрский и писательский талант именно в комедиях. В своём творчестве он соединил традиции французского народного фарса, итальянской комедии масок и испанской комедии «плаща и шпаги», сделал комедийный жанр весёлым и динамичным, используя разнообразные формы комического. Беря, по собственному выражению писателя, «своё добро там, где его находил», используя большей частью уже знакомые сюжеты и комические типы, Мольер мастерски разрабатывал их, так что делал их новыми и своими.

Мольер. Гравюра по портрету 17 в.

Мольер писал фарсовые комедии («Лекарь поневоле», «Плутни Скапена»), комедии-«уроки» («Школа мужей», «Школа жён»), сатирико-бытовые комедии («Жорж Данден», «Скупой»), комедии-балеты («Комическая пастораль», «Мещанин во дворянстве»), но прославился «высокими» комедиями «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Тартюф» (1669) и др. «Высокие» комедии большей частью написаны стихами, делятся на пять актов, сюжет их строится на раскрытии характера, в котором всегда выделена одна главная черта, комизм очищен от фарсовых элементов. Всё это свидетельствует о классицистической (см. Классицизм ) поэтике этих пьес. В своих произведениях Мольер поднимал злободневные вопросы французского общества 17 в.: в «Дон Жуане» изобразил распространённый тип светского вольнодумца, в «Тартюфе» высмеял пагубные последствия набирающего силу религиозного ханжества и т. д. Однако драматург, ставя перед собой задачу «представлять все недостатки людей вообще», стремился к художественному обобщению. Сосредоточенность на выявлении в персонаже одной доминирующей черты (лицемерия, мизантропии, скупости), её комическая концентрация способствовали превращению героев в универсальные сатирические типы. Имена их стали нарицательными: лицемеров мы называем тартюфами, скупцов – гарпагонами и т. п. Смех Мольера имел разные оттенки и формы, содержал драматизм и даже трагизм бытия. Острота сатирического взгляда Мольера часто осложняла его отношения с властью, церковью. Особенно сложен был путь на сцену «Тартюфа» – одной из лучших пьес комедиографа, которую А. С. Пушкин назвал «плодом самого сильного напряжения комического гения». Но зрительское и читательское признание автора было огромным. Мольер оказал огромное влияние на развитие комедийного жанра во всех европейских странах, его пьесы никогда не сходили со сцен мирового театра.