МОПАССАН
(Maupas-sant) Ги де (полное имя – Анри Рене Альбер Ги; 1850, замок Миромениль, близ Трувиля-сюр-Арк, департамент Нижняя Сена – 1893, Париж), французский писатель.Г. де Мопассан
Его отец, обедневший дворянин, служил биржевым маклером; мать происходила из культурной буржуазной семьи. Развод родителей стал для Мопассана тяжёлой травмой, «отцовскую фигуру» защитника и наставника он обрёл в лице Г. Флобера. Мопассан учился в духовной семинарии города Ивето, затем окончил лицей в Руане, в 1870 г. поступил на юридический ф-т университета в Кане, но с началом Франко-прусской войны был призван в армию. После войны служил в Морском министерстве и в Министерстве просвещения. Литературные способности проявил ещё в школьном возрасте. Во второй пол. 1870-х гг. публикует газетные очерки «Гюстав Флобер», «Бальзак и его письма» и др. Своему литературному наставнику Флоберу посвятил первую книгу «Стихотворения» (1880). Флобер познакомил Мопассана с писателями-натуралистами: братьями Гонкурами, Э. Золя, А. Доде, И. Тэном, Ж.-К. Гюисмансом, а также с И. С. Тургеневым. Золя приглашает Мопассана принять участие в сборнике «Меданские вечера» (1880), опубликованный там рассказ «Пышка» принёс писателю известность. С 1880 г. Мопассан начинает активную литературную деятельность: в течение 11 лет публикует 16 сборников новелл, 3 книги путевых очерков, газетные и журнальные статьи. Мопассан остро ощущал убожество и пошлость буржуа, но, как и Флобер, был «прикован к буржуазному сюжету». Неестественности и бездуховности, ханжеской морали он стремился противопоставить красоту истинной страсти, правду естественных чувств, гармонию с природой. Вместе с тем ему как писателю-натуралисту свойственны пессимизм и фатализм; он убеждён в предопределённости судьбы человека его физиологией, наследственностью, средой (социальным происхождением, окружением, воспитанием). Мопассан остро переживает царящее в мире неблагополучие, что выражается в непреодолимом одиночестве человека, в его бессилии перед страстями, случаем, старостью, болезнью, смертью. Всё это накладывает на творчество писателя печать трагизма.
Новеллы Мопассана разнообразны по тематике и жанру: история жизни, воспоминание, путевые заметки, письмо, бытовая сценка, уличное происшествие, размышление, диалог и т. д. Писатель выводит целую галерею современных типов, буржуа-обывателей: сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883). Любовь к природе родной Нормандии звучит в сборниках «Рассказы вальдшнепа» (1883), «Лунный свет» (1884). Утверждение могущества и красоты земной любви в новеллах «Лунный свет», «Счастье», «Любовь» соседствуют с горькими рассказами о превращении любви в товар, грязную забаву или средство обмана: «Иветта» (1885), «Господин Паран» (1886).
Важное место во французской прозе заняли романы Мопассана. В романе «Жизнь» (1883) печальная судьба Жанны, чистой, нежной, любящей женщины, – неизбежное следствие её беззащитности перед реальностью, перед развращённостью и практицизмом окружающих её людей. В романе «Милый друг» (1885) история бессовестного карьериста и циничного героя-любовника Жоржа Дюруа вырастает в обличение политических кругов, прессы и бомонда Третьей империи. В романе «Монт-Ориоль» (1886) сатирически описывается коммерческий ажиотаж, возникший в маленьком городке в связи с открытием целебного источника. Роман «Пьер и Жан» (1887–88) – психологический этюд о разрушительной силе зависти и эгоизма. В романе «Наше сердце» (1890) в центре внимания – законы человеческой природы, таинственная связь жизни и небытия. Роман «Сильна как смерть» (1889) – рассказ о страданиях художника, вызванных страхом старости и приближающейся смерти. Нараставшее у Мопассана ощущение ужаса и отчаяния, его болезненный интерес к иррациональным глубинам человеческой души отразились в поздних новеллах «Муарон», «Денщик», «Усыпительница», «Вечер», «Орля», «Кто знает?» и др. В 1891 г. творческий путь писателя трагически оборвала психическая болезнь.