А

АКУТАГАВА

Рюнoскэ (1892, Токио – 1927, там же), японский писатель.

Р. Акутагава

Родился в семье молочника Ниихара Носидзо. Мать вскоре после рождения сына утратила рассудок, отец был равнодушен к мальчику, и его отдали на воспитание дяде, Акутагаве Митиак, чью фамилию принял будущий писатель. Благодаря богатой библиотеке приёмных родителей Акутагава, с детства одержимый страстью к литературе, окончил отделение английской словесности Токийского ун-та (1916). В студенческие годы вместе с друзьями создал «Школу нового мастерства», стремясь преодолеть фактографичность и отказ от идеалов модной в Японии нач. 20 в. «эгобеллетристики» – крайнего выражения натурализма, утверждавшего, что достоверно писатель может изобразить только самого себя. Наследуя ясный, лаконичный стиль средневековой японской литературы, соединяя традиции европейской литературы, впервые в эти годы открывающейся Японии, с нац. эстетическими традициями, преданиями и фольклором, Акутагава создаёт многочисленные новеллы-притчи, в которых говорит о сложных отношениях человека и мира, враждебного ему и часто понуждающего его к преступлению («Ворота Расёмон», 1915), о проблеме гения и злодейства («Муки ада», 1918), о трагедии «маленького человека» («Бататовая каша», 1916, которую исследователи часто сравнивают с «Шинелью» Н. В. Гоголя), о невозможности постичь истину в запутанном и противоречивом мире («В чаще», 1922), о редких и потому особенно ценных крупицах добра, придающих смысл нашему однообразному существованию («Мандарины», 1919), о внутренней чистоте и чувстве радостного ожидания в душе человека, стоящего на пороге жизни («Бал», 1920). Сквозной темой сочинений Акутагавы становится неприятие кодекса самурайской чести, неуместного и нелепого в современном мире («Носовой платок», 1916; «Генерал», 1922). Продолжением сатирико-философской традиции Дж. Свифта и А. Франса на нац. почве воспринимается новелла «В стране водяных», где рассказчику – пациенту психиатрической больницы – Япония предстаёт как страна чудовищ-водяных («капп»); герой новеллы оказывается единственным здравомыслящим существом в неразумном обществе. Одиночество тонкого и мыслящего человека запечатлено Акутагавой в повестях-исповедях «Жизнь идиота» и «Зубатые колёса» (обе – 1927). В 1935 г. в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы – признанного классика 20 в.