ПАРОДИЯ
(греч. parodia – перепеснь), литературный
жанр ; произведение, автор которого комически отражает манеру письма другого писателя или в комических образах представляет идейно-тематическое содержание его произведения. Жанр возник в эпоху античности, а в 5 в. до н. э. пародия была осознана как особый вид искусства. Пародии античных и средневековых авторов служили не для дискредитации соперников или предшественников, а для доказательства их художественной или идейной высоты «от противного» (такова античная комическая поэма «Батрахомиомахия» по отношению к «Илиаде»
Гомера ). В том же русле развивалась новолатинская «parodia sacra» – пародия на священные тексты и литургическую службу (яркие образцы – в поэзии
вагантов ). В период позднего Средневековья и раннего Возрождения появляются пародии на какой-либо конкретный жанр или стиль речи (напр., в лирике Ф.
Вийона, в отдельных частях романа Ф.
Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», затем в «Дон Кихоте» М. де
Сервантеса ). Стилевые пародии итальянского комического поэта Ф. Берни стали известны как ранние образцы
бурлеска . В Новое время пародия используется как средство литературной борьбы, становится жанром сатирической литературы. Пародируются как социальные явления (в «Путешествии Гулливера» Дж.
Свифта ), так и отживающие художественные формы и идеи литературных противников (у рус. романтиков из «
Арзамаса » – пародии на классицистов из «
Беседы любителей русского слова »; в частности, у А. С.
Пушкина – «Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову»).