П

ПЛАТОНОВ

Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов; 1899, Воронеж – 1951, Москва), русский прозаик, драматург, публицист.

А. П. Платонов

Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, от имени которого и образовал позже литературный псевдоним. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. С 15 лет работал: был помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Автобиографический материал о детстве ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е гг.: «Семён», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын». Мироощущение юного Платонова, его взгляд на человека в мире людей раскрывает следующее признание: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё делается. А не само родится (…) И теперь исполняется моя долгая упорная мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце (…) Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу. (…) Быть человеком (…) – редкость и праздник!»

В 1918–22 гг. учился в воронежском политехникуме. В литературной жизни Платонов участвует с 1918 г.: на страницах воронежских газет и журналов публикуются его очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. В статьях «О науке», «Ремонт земли», «Культура пролетариата» (все – 1920), «Душа мира» (1922) прослеживается органичность творческого поведения Платонова, стремление «разметать опасности, тревоги, катастрофы», угрожающие жизни. В эти годы он увлекается трудами философа-утописта Н. Ф. Фёдорова, верящего в возможность «воскрешения отцов» и бессмертие, видящего причину вражды между людьми в «смертоносной силе природы». Увлечение трудами учёного, его работой «Философия общего дела» отражается в статье Платонова «О науке», в его прозе. В повести «Котлован» героями прямо ставится вопрос: «Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей?» В романе «Чевенгур» тот же вопрос – «…зачем же мы будем мёртвыми лежать?» – будет задан герою Саше Дванову во сне отцом, любопытным рыбаком, который поторопился узнать «тайну посмертной жизни». В 1922 г. Платонов пишет статью «Равенство в страдании» о голоде в Поволжье, призывает чужую беду переживать как свою, помнить о том, что «человечество – одно дыхание, одно живое тёплое существо», что «человечество – организм». В 1922 г. выходит книга стихотворений «Голубая глубина». В 1923–26 гг. Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии; в 1926 г. переезжает в Москву. Десятилетие с 1925 по 1935 г. считается самым плодотворным периодом в творчестве писателя. Он пишет повести «Епифанские шлюзы» (1926), «Эфирный тракт» (1927), «Город Градов» (1927), «Строители весны» (1927; первая ред. романа «Чевенгур»), «Ямская слобода» (1927), «Сокровенный человек» (1927); пьесу «Шарманка» (1930), трагедию «14 красных избушек» (1931, опубл. в 1988) о страшном голоде в крестьянской России. В 1933 г. приступает к работе над романом «Счастливая Москва». В 1934 г. Платонов с группой писателей посетит Туркмению, результатом поездки станет повесть «Джан» и рассказ «Такыр». В этот период Платоновым написаны роман «Чевенгур» (1927–29), повести «Котлован» (1929–30), «Ювенильноеморе» (1931), «Впрок» (1929–30), рассказы «УсомнившийсяМакар» (1929), «Мусорный ветер» (1934), «Лунная бомба» (1926); философский очерк «Че-Че-О». Вершины художественного творчества писателя – «Чевенгур», «Ювенильное море», «Котлован», «Счастливая Москва» – не будут опубл. при жизни писателя.

1927 г. – год яркого дебюта Платонова. В Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник повестей и рассказов писателя «Епифанские шлюзы», в 1928 г. в Москве выходит книга «Сокровенный человек». О Платонове говорят как о зрелом мастере слова. Однако после публикации сатирических рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», повести «Впрок», очерка «Че-Че-О», раскрывающих паразитизм набирающей силу бюрократии в обществе, Платонова подвергают жестокой критике, наклеивают ярлык «классового врага», «правоуклониста». На какое-то время писатель «изъят» из литературы, его произведения перестают печатать. Лишь в 1934 г. в периодике появляются три небольших рассказа – «Начдив», «Такыр» и «Любовь к дальнему». В 1937 г. вышла книга «Река Потудань», в которую вошли семь лучших рассказов: «Фро», «Река Потудань», «Бессмертие», «Третий сын», «Глиняный дом в уездном саду», «Семён», «Такыр», написанных в 1934–36 гг.

В годы Великой Отечественной войны Платонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» в действующей армии. За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Опубл. в 1946 г. в журнале «Новый мир» один из лучших рассказов писателя «Возвращение» вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь произведениям Платонова был практически закрыт до его смерти. В 1947 г. вышли две книги сказок Платонова: «Башкирские народные сказки» под редакцией М. А. Шолохова (1947) и «Волшебное кольцо» (1949). Незаконченной осталась пьеса-мистерия «Ноев ковчег» (1951, впервые опубл. в 1993).

Проза Платонова носит философский характер. В романе «Чевенгур», в повестях «Котлован», «Ювенильное море», «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек» писатель проверяет привнесённые новым строем идеи народным умом и опытом, национальным бытием. «Ликвидировали?! – говорит в повести «Котлован» «рассудительный мужик», не захотевший вступить в колхоз, выброшенный из своего дома при раскулачивании. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный человек!» «Котлован» – антиутопия . Предметом изображения писателя становится сознание строителей, одурманенное классовыми идеями, классовой нетерпимостью, противопоставленными общечеловеческим. Это трагическое произведение о заблуждении людей, несумевших реализовать свои мечты в согласии с мирозданием. Показательна ёмкая фраза: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришёл проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации». Своеобразие художественного мастерства писателя заключается в ярко индивидуальной манере письма, умелом использовании изобразительных средств языка, символов, легенд, притч, реминисценций, вставных новелл, снов, описания природы, юмора, иронии, гротеска для постановки философских, этических, социальных проблем. Взрослые и дети в прозе писателя обладают философским мышлением, они стремятся осмыслить мир и себя в мире, размышляют о системе миропорядка, о смысле прихода человека в мир. Язык в прозе писателя выступает как одна из форм жизни, в которой проявляется осмысляющее мир сознание.

Особое место в прозе Платонова занимают рассказы. В рассказах «Родина электричества», «Бессмертие», «Третий сын», «Возвращение», «Фро» раскрывается сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны. Сюжетная структура большинства произведений писателя связана с мотивом странствия, передвижения в пространстве, с темой железной дороги, с образом поезда, с раздвижением рамок сознания героев.

Творческое наследие Платонова многогранно. Большой интерес вызывают его критические статьи и рецензии: «Пушкин – наш товарищ» (1937), «Пушкин и Горький» (1937), «В. Г. Короленко» (1940), «Размышления о Маяковском» (1940), «Анна Ахматова» (написана как рецензия на книгу А. А. Ахматовой 1940 г. «Из шести книг. Стихотворения», впервые опубл. в 1966), «Рассказы А. Грина» (1938) и др. Замысел писателя издать книгу «Размышления читателя», где были бы собраны все критические статьи, в предвоенные годы остался нереализованным. Она была издана в 1970 г. Неподдельная чуткость Платонова к человеку, к его чувствам, переживаниям, к его боли и радости делает его произведения всегда современными. В. Г. Распутин уподобляет А. Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет».