ПРИШВИН
Михаил Михайлович (1873, имение Хрущево, близ Ельца Орловской губ. – 1954, Москва), русский прозаик. Родился в купеческой семье. Учился в Елецкой мужской гимназии (1883–89), откуда был исключён из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым, будущим знаменитым писателем, критиком, философом. В 1883 г. Пришвин стал студентом Рижского политехникума, за участие в революционном студенческом кружке был арестован, провёл год в тюрьме. Закончил образование в 1903 г. в Лейпциге, где учился на агрономическом отделении философского ф-та ун-та, после окончания которого работал агрономом. Одновременно занимался журналистикой, публиковал статьи и очерки в периодике. С журналистской деятельностью связано появление очерковой книги Пришвина «Заворошка» (1913).М. М. Пришвин
Первая большая книга Пришвина – «В краю непуганых птиц» (1907) – результат его поездки на Север для собирания русских сказок. Тема «человек – природа», ставшая основной в книге, определит сюжеты и материал последующих произведений писателя. В 1907 г. он отправляется в путешествие на Соловки, итогом которого станет книга «За волшебным колобком» (1908). Герой ранних книг писателя «У стен града невидимого. (Светлое озеро)» (1909), «Чёрный араб» (1910), «Адам и Ева» (1910), «За волшебным колобком» – это «герой пути», постигающий духовные искания народа, религиозное мирочувствование русского человека, осмысливающий судьбы людей крестьянской России.
Иллюстрация к книге М. М. Пришвина «Этажи леса». Художник В. Бастрыкин. 1990-е гг.
В досоветское время Пришвин испытал влияние модернистов. В повести «Мирская чаша» (др. название «Раб обезьяний», 1920, полностью опубл. в 1982), в рассказе «Голубое знамя» (1918) Пришвин отвергает революционное насилие, сострадает невинным жертвам «смутного» времени. Эти произведения насыщены символикой, большевистские преобразования осмысляются писателем как «новый крест» России, как разрушение «христианского мира». Явлением в литературной жизни советского периода стали сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), философский роман «Кащеева цепь» (1923), повесть «Жень-шень» (1933), повесть-сказка «Корабельная чаша» (1954), в которых идёт речь о чувстве «всеобщего родства», о необходимости «родственного внимания к миру», о любви человека к своей земле, к своей Родине. В 1920–40-е гг. Пришвин становится одним из крупных детских писателей, он пишет «Календарь природы» (1925–35, изд. в 1937), книгу стихотворений в прозе «Лесная капель» (1940), поэму «Фацелия» (1940). Философский склад мышления писателя отразился как на его художественной прозе, так и на его дневниках, которые писатель вёл почти всю жизнь. В них – его размышления о человеке и природе, об искусстве, о войне, о природе творчества, об отношении отцов и детей, об этике учёного, о столь губительном для людей разрыве цивилизации и культуры, о благотворном воздействии красоты. «Игра в войну и человеческое могущество в будущем может весь земной шар вернуть к состоянию первичной материи» (запись в дневнике от 5 сентября 1945). Отношение критиков, писателей к прозе М. М. Пришвина было неоднозначным. А. Варламов считает М. М. Пришвина «недооценённым, за редким исключением, своими современниками».