ПЕТЁФИ
(petofi) Шандор (1823, г. Кишкёрёш – 1849, с. Фехередьхаза), венгерский поэт и общественный деятель. Сын серба – торговца скотом и словачки – служанки. Учился в Пеште, Асоде, Шельмеце (1833–39); окончить гимназию помешало разорение отца, а также увлечение сценой. С 1839 г. – статист Национального театра, в 1839–41 гг. – солдат (пошёл в армию от нужды, уволен по болезни). Был странствующим актёром, переписчиком, переводчиком деловых бумаг. С отрочества писал стихи (первая публ. – стихотворение «Пьющий», 1842). В 1844 г. привлёк внимание сборником «Стихи», где через мечтательную чувствительность и отвлечённую патетику, признанные в те годы «хорошим тоном» в венгерской литературе, пробивались свежее народное мироощущение, реалистическая наблюдательность и непринуждённый юмор. Звучали здесь также мотивы социального протеста («Против королей», «Дикий цветок»), бунтарского самоутверждения, неприятия обывательской пошлости. Многие стихи сборника стали народными песнями («Любовь», «Торг»).Поэмы Петёфи – ироикомическая «Сельский молот» и фольклорно-сказочная «Витязь Янош» (обе – 1844) – знаменовали решительный отказ автора от романтических штампов (в первой «высоким штилем» описывалась драка в корчме, во второй народный герой, удачливый и смелый крестьянский парень, вопреки соблазнам и притеснениям достигает Страны фей и добивается счастья).
Тревога за судьбы родины, болезненная реакция на нападки критики, обвинявшей поэта в «грубости» и «безвкусии», трагедия неразделённой любви отразились у Петёфи в мотивах разочарования и мести (стихотворная драма «Тигрица и гиена», 1845; поэмы «Пишта Силай», «Шалго», роман в стихах «Верёвка палача», все – 1846), ощущении дисгармонии бытия (цикл философско-медитативной лирики «Тучи», 1845–47).
Растущий круг друзей в борьбе за демократическую литературу, с которыми Петёфи создаёт в 1846 г. «Общество десяти», счастливый брак с единомышленницей сообщают его стихам («голодраным витязям», по метафорическому определению самого поэта) энергию и оптимизм, острую злободневность и агитационность («Дворец и хижина», «Поэтам XIX века», «От имени народа», «Герои в дерюге», «Человек», «Света!» и др.). В любовной лирике Петёфи появляется новый образ возлюбленной – товарища по борьбе.
С 1847 г. Петёфи – глава оппозиционной организации «Молодая Венгрия». Революция 1848–49 гг., одним из руководителей которой он был, делает Петёфи настоящим поэтом-трибуном («Национальная песня», «На виселицу королей!», «К нации», многочисленные боевые песни, прославляющие простого солдата). Поражение революции рождает у поэта трагические ноты («Ужаснейшие времена», 1849; поэма «Апостол», 1848, полная публикация в 1874 г.). Петёфи погиб в стычке с казаками царской армии.
В России революционно-романтическая поэзия мятежного «венгерского Беранже», который так же, как и высоко ценимый им французский собрат по перу, ввёл народ и его песню в «высокую» литературу и чьё сердце, тонко чувствующее природу и любовь, было, по его собственному признанию, «залежью руды», из коей «куются мечи свободы» (стихотворение «Моё сердце», 1847), стала известной с сер. 19 в. (главным образом благодаря переводам поэтов-народников).