ПРОСВЕЩЕНИЕ
философская, социальная и этическая концепция, нашедшая своё выражение в европейском искусстве, и литературе в частности. Хронологическими рамками Просвещения принято считать 1688–1789 гг. (окончание английской буржуазной революции – начало Великой французской революции). Центральным понятием в построениях просветителей был Разум, представлявшийся единственным действенным инструментом познания мира и человека. При этом речь шла об «общем», присущем всем людям разуме: «В системе этики и деистических катехизисах 18 в. все положения выводились объективно, теоретически, из предполагаемых общечеловеческих свойств общего разума. Как скоро казалось, что найдены нравственные или религиозные идеи, будто общепонятные для каждого человека, они считались и общеосуществимыми, и, следовательно, общеобязательными» (В. А. Кожевников). Конечной целью своей деятельности просветители считали создание «царства Разума», единого человеческого общежития, идеального сообщества счастливых и добродетельных граждан. Просветители верили в возможность скорого наступления «Золотого века» (образ Аркадии появляется в литературных произведениях эпохи очень часто). Просветители считали, что исправлению сограждан могут служить образование и воспитание, исправление должно происходить в результате прямого общения с аудиторией. Порочные люди, познакомившись с содержанием просветительских сочинений, должны принять изложенные там аргументы и отторгнуть порок. Требуется лишь, чтобы нравственные постулаты были изложены ясно и доступно. В основу просветительской доктрины была положена философская концепция английского философа Дж. Локка, в главном сочинении которого («Опыт о человеческом разумении») представлена теория опытного познания, т. н. сенсуализм. Эта концепция отрицала теорию «врождённых идей» и признавала единственным способом познания чувственный опыт. Согласно Локку, по своей натуре человек не злой и не добрый, он лишь способный, и необходимо развить его склонность к добру.Просвещение – не литературное, но интеллектуальное явление, однако господствовавшие в обществе идеи не могли не найти своего отражения в литературе. В английской литературе просветительскими идеями проникнут «Опыт о человеке» А. Поупа (во многом Поуп опирается на философскую концепцию Лейбница, в соответствии с которой в мире прекрасно всё. Поуп стремится обосновать целесообразность мироустройства: «И благо всё что есть, худого – ничего»). В знаменитых романах воспитания «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта и «Робинзоне Крузо» Д. Дефо герой постепенно становится нравственной и разумной личностью. Для просветителей история одного человека равнозначна истории целого человечества, и, значит, этапы жизни Робинзона на острове соответствуют этапам истории человечества. Несомненно, «просветительское» объяснение получают некоторые события «Робинзона Крузо»: само пребывание Робинзона на необитаемом острове является наказанием за его попытку заняться работорговлей. Просветительские идеи нашли выражение в некоторых литературных жанрах: культ дружбы – в стихотворных посланиях, культ Природы – в пасторалях, рассуждения общего характера – в эссе . Однако центральным жанром литературы Просвещения стал роман . Характерной чертой литературы Просвещения является популяризаторство, автор обращается к широким читательским кругам, отсюда – большие тиражи издаваемой печатной продукции и рост количества журналов (например, английские «Болтун», «Зритель», «Опекун» Стила и Адиссона, где можно было писать о чём угодно, кроме политики, поскольку подобные статьи сеют в обществе рознь). Родиной Просвещения была Англия, французское Просвещение базировалось на идеях английских философов (трактат Монтескьё «О духе законов» был создан под влиянием Локка). Вместе с тем французские философы были значительно радикальнее Локка. Ко второй половине столетия появляются труды Гельвеция, Кандильяка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтера, Мабли, создаётся кружок барона Гольбаха. У французских философов не было единомыслия, в частности, концепции Вольтера и Руссо отличаются друг от друга принципиально: Вольтер выдвигает антитезу «бессмысленность мирового порядка-осмысленность человеческого разума», Руссо – «разумность Божественного порядка – безумие человеческих установлений» (Ю. М. Лотман). В повести «Кандид» Вольтер опровергает и высмеивает тезис Лейбница «Всё к лучшему в этом лучшем из миров», свой трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает словами: «Человек рождён свободным, а между тем повсюду он в оковах». Землетрясение в Лиссабоне 1755 г. стало новым аргументом в этом споре: для Вольтера подтверждением несправедливости миропорядка, для Руссо – безумия людей, неестественным образом собравшихся на небольшом клочке земли. Лиссабонское землетрясение стало решающей вехой в истории Просвещения: с этого момента оно прекращает быть философией оптимизма.
В России Просвещение хронологически совпало с формированием классицизма . В своём творчестве А. П. Сумароков декларировал классицистические правила, формулировал требования, предъявляемые к жанрам литературы классицизма, и рассуждал о добродетели, пороке, человеке. В творчестве поэтов-херасковцев (Нарышкины, Ржевский, Богданович) преобладают призывы к соотечественникам отринуть порок и стать добродетельными. Одной из центральных тем русской поэзии стала наука и образование (оды М. В. Ломоносова, «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества» переводчика «Опыта о человеке» Поупа Н. Поповского, «Плоды наук» Хераскова). Огромную роль в распространении просветительской идеологии сыграли русские журналы А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, Н. И. Новикова. В России Просвещение было возведено в ранг государственной политики: при составлении Уложения Екатерина II ориентировалась на трактат Монтескьё «О духе законов», просвещённая монархиня переписывалась с Вольтером, участвовала в переводе запрещённого во Франции романа Мармонтеля «Велизарий»; в панегириках Екатерина II называлась Минервой, богиней мудрости, рождённой из головы Зевса. Ситуация изменилась после начала Великой французской революции, воспринимавшейся как результат деятельности французских философов (не случайно, один из первых актов революционного правительства во Франции – о перенесении в Пантеон праха Вольтера и Руссо).